Требования к вступительным испытаниям для иностранных граждан (специалитет)

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

  • Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (A2)
  • Краткий устный рассказ о выборе профессии
  • Краткая беседа с преподавателем на повседневные темы

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Проводится в форме собеседования с преподавателем на русском языке.

Для подготовки к тестированию по литературе абитуриенту рекомендуется: прочитать указанные произведения на родном языке; ознакомиться с биографией названных писателей; подготовить краткий устный рассказ о биографии и творчестве каждого писателя на русском языке (быть готовым ответить на вопрос преподавателя, о чем рассказывают произведения).

1. А.С. Пушкин – роман «Евгений Онегин» (общее представление), стихотворения: «Я помню чудное мгновенье...», «Пророк», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

2. М.Ю. Лермонтов – роман «Герой нашего времени» (общее представление), стихотворения: «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Пророк».

3. Н.В. Гоголь – пьеса «Ревизор» (общее представление), повесть «Шинель» (общее представление).

4. И.С. Тургенев – роман «Отцы и дети» (общее представление).

5. Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание» (общее представление).

 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)

 

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

 

Специализация  - Фортепиано

Программа должна состоять из следующих произведений:

  • одна прелюдия и фуга (в оригинале) Баха или Шостаковича;
  • первая или вторая и последующие части классической сонаты (Гайдна, Моцарта или Бетховена);
  • два виртуозных этюда;
  • произведение свободной формы (например, Шопен - Баллада, Лист - Рапсодия, Чайковский - Вариации F-dur и др.) или часть концерта. 

Специализация  - Концертные струнные инструменты

 

скрипка

поступающий должен исполнить:

  • два этюда, например: Донт соч. 35, Гавинье, Паганини, Венявский, Данкле, Шер, Мострас и др.;
  • две части из сонат и партит Баха для скрипки соло
  • произведения крупной формы, например: концерты Моцарта, Мендельсона, Вьетана, Сен-Санса, Венявского, Хачатуряна;
  • поступающий должен играть гамму со всеми видами арпеджио и двойных нот (терции, сексты, октаваы децимамы, фингерзацы).

альт

поступающий должен исполнить:

  • два этюда, например: Компаньоли, Палашко (соч. 77), Териан;
  • одно-два произведения полифонического склада для альта соло, например: две части из 12-ти фантазий Телемана, из сюит для виолончели соло Баха (переложение для альта), из сонат и партит для скрипки соло Баха (переложение для альта);
  • произведение крупной формы, например: концерты Генделя, Гайдна, Форсайта, Хофмейстера, соната Глинки;
  • поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио (игра гамм в три октавы, терциями, секстами, октавами)

виолончель

поступающий должен исполнить:

  • два этюда: один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах;
  • прелюдия или две части из сюит Баха для виолончели соло (одна в медленном движении, другая в подвижном);
  • произведение крупной формы, 1-ая или 2-ая и 3-я части концерта, например: Гайдн, Лало, Сен-Санс, Дворжак…;
  • поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио (игра гамм в четыре октавы, терциями, секстами, октавами).

контрабас

поступающий должен исполнить:

  • двух и трёхоктавные гаммы и арпеджио;
  • два этюда разного характера (Грабе, Крейцер, Симандль);
  • первую или вторую и третью части концерта или сонаты;
  • пьесу русского или зарубежного автора

арфа

поступающий должен исполнить:

  • один этюд (Поссе, Цабель);
  • одну пьесу (Бах-Кабалевский Органная прелюдия ре-минор, Бах-Парфёнов Органная прелюдия ми-минор, Гендель Чакона);
  • произведение малой формы русского или зарубежного композитора (Глинка Ноктюрн, Григ Мелодия, Ипполитов-Иванов Ноктюрн, Книппер Эскиз);
  • I или II и III части концерта или виртуозное произведение (Гендель-Парфёнов Концерт, Видор Хорал, Глиэр Концерт, Василенко Концерт);
  • поступающий должен уметь играть мажорные и минорные гаммы (простые и двойными терциями) арпеджио (простые, ломанные и в октаву).

 

Специализация  - Концертные духовые и ударные инструменты

флейта

поступающий должен исполнить:

  • два этюда подвижного и кантиленного характера (Келлер, Платонов Ягудин, Келлер);
  • одну-две части сонаты или концерта или вариации и пьесу с фортепиано (И.С.Бах Соната № 4, Гендель Сонаты № 5, 7, Концерты Гайдна, Моцарта, Цыбин концертные аллегро № 1,2,3; Глиэр Мелодия, Вальс; Раков Три пьесы;
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

гобой

поступающий должен исполнить:

  • два этюда подвижного и кантиленного характера (Видеман, Ферлинг, Люфт, Назаров);
  • одну-две части сонаты или концерта или 2 пьесы с фортепиано (Концерты Генделя, Гайдна, Моцарта; Гендель Соната № 1.2; Шишков Этюд, Элегия; Парцхаладзе Песня, Танец; Глиэр Песня без слов; Рахманинов Вокализ;
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

кларнет

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Розанов, Штарк, Берман);
  • произведение крупной формы (Римский-Корсаков Концерт, Вебер Концертино, Концерт, Вариации,) и пьесу с фортепиано (Комаровский Импровизация, Василенко Восточный танец, Гедике Этюд, Бах Адажио, Чайковский Песня без слов, Романс, Компанеец Башкирский напев и пляска);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

фагот

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Вайсенборн, Богданов);
  • одну-две части сонаты или концерта или вариаций и пьесу в сопровождении фортепиано (Моцарт Концерт, Вебер Концерт, Баланчивадзе Концертино, Дварионас тема с вариациями, Гайдн Анданте, Глиэр Экспромт и Юмореска, Чайковский Ноктюрн, Полька);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

саксофон

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Ривчун, Михайлов)
  • одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровождении фортепиано (Глазунов Концерт, Дебюсси Рапсодия, Черепнин Соната, Найссоо Импровизация, Скрябин Этюд соч.2, Рахманинов Романс, Глиэр Романсы соч.3, соч.45);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

валторна

поступающий должен исполнить:

  • два этюда разного характера: на кантилену и технику;
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Концерты Гайдна, Моцарта, Р.Штрауса, Глиэра, Матиса, Розетти; Гендель Соната № 4, Корелли Соната № 2, Бетховен Соната, Глиэр Экспромт, Ноктюрн, Интермеццо и Юмореска, Глазунов Мечты, Чайковский Ноктюрн, Осенняя песня);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

труба

поступающий должен исполнить:

  • два этюда разного характера: на кантилену и технику (Арбан, Баласанян, Брандт);
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Альбинони, Бёме, Гендель, Тартини, Телеман, Гайдн, Арутюнян, Пескин, Щёлоков; Гендель соната № 6, Гедике Концертный этюд, Рахманинов Весенние воды, Раков Рондо, Вокализ, Тарантелла, Шостакович Романс);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

тромбон

поступающий должен исполнить:

  • два различных по технике этюда из "Школы Блажевича;
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Блажевич Концерт, Давид Концертино, Марчелло Соната, Платонов Концерт, Римский-Корсаков Концерт, Рахман6инов Прелюдия, Сен-Санс Каватина)
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

туба

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Бардони, Блажевич);
  • часть сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Концерт Лебедева, Соната Марчелло, Сен-Санс Концертная пьеса, Бара Интродукция и Танец, Капуцци Анданте и Рондо),
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Ударные инструменты
малый барабан

поступающий должен исполнить:

  • тремоло в динамических комбинациях, "двойки" в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;
  • один этюд, например: Осадчук, Ритмические этюды;
  • прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь использовать различные нюансы.

Ударные инструменты
литавры

поступающий должен исполнить:

  • одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;
  • тремоло в различных нюансах;
  • ритмический этюд, например: Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа простые ритмические комбинации и неболбшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

Ударные инструменты
ксилофон и маримба

поступающий должен исполнить:

  • гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приёмами, в том числе тремоло;
  • один этюд (наизусть), например: Платонов 30 этюдов для флейт, Купинский Школа игры на ксилофоне;
  • одну-две части сонаты или концерта или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано (Бах концерт для скрипки Ми мажор, Лобковский Концертная пьеса для ксилофона, Моцарт Концерт для скрипки "Аделаида", Чайковский Русский танец;
  • прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

 

53.05.04 Музыкально-театральное искусство

Специализация  - Искусство оперного пения

 

Поступающий представляет список подготовленных произведений и исполняет по выбору комиссии:

  • две классические арии (русского и зарубежного композитора);
  • романс;
  • народная песня.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СОЛЬФЕДЖИО)

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8‒12 тактов, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности I степени родства (диктант проигрывается 8 раз, время выполнения ‒ 25 минут);
  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода с применением аккордов альтерированной субдоминанты, двойной доминанты, отклонений в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 2 часа);
  • петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства.
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры в простых и сложных размерах (с применением синкоп, триолей), включающие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности