Инструменты эстрадного оркестра

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 53.03.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ 

ПРОФИЛЬ «ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА» 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ»

Фортепиано

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение (И.С. Бах ХТК, Д. Шостакович Прелюдии и фуги);
  • виртуозный этюд (Ф. Шопен, Ф. Лист, С. Рахманинов, А. Скрябин, К. Дебюсси. М. Клементи, М. Мошковский и др.);
  • произведение крупной формы (одна-две части сонаты, вариации, фантазия и др.);
  • две джазовые пьесы (соло или в ансамбле: из сборника джазовых произведений для фортепиано, сост. И. Бриль, Ю. Чугунов, О. Питерсон «Канадская сюита» и т. д.).

Саксофон

Поступающий должен исполнить:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио в различных штрихах, 2 разнохарактерных классических этюда, 2 этюда в стиле «свинг»;
  • I или II и III части классической сонаты, или классические вариации, или концерт;
  • две разнохарактерные джазовые пьесы.

Труба

Поступающий должен исполнить:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио в различных штрихах, виртуозный этюд (Ж. Арбан, С. Баласанян, В. Брандт);
  • одну-две части сонаты или концерта, или две пьесы различного характера с фортепиано (концерты Й. Гайдна, Г. Генделя, А. Арутюняна, Т. Альбинони, В. Пескина, В. Щелокова; Г. Гендель Соната № 6, А. Арутюнян Скерцо, С. Рахманинов «Весенние воды», Н. Раков Рондо, Тарантелла, Вокализ);
  • две джазовые пьесы или соло (импровизации известных джазовых композиторов).

Тромбон

Поступающий должен:

  • исполнить два различных по технике этюда из «Школы» Блажевича;
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (Блажевич Концерт, Давид Концертино, Марчелло Соната, Платонов Концерт, Н. Римский-Корсаков Концерт, С. Рахманинов Прелюдия, К. Сен-Санс Каватина);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Ударные инструменты

Поступающий должен:

  • исполнить на ударной установке основные технические элементы (рудименты) с ускорением темпа в различных динамических комбинациях;
  • прочитать с листа небольшие ритмические этюды на различные виды аккомпанементной фактуры (М. Ковалевский «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле»);
  • исполнить на ударной установке развернутое соло с использованием сложных ритмических и полиритмических фигур.

Гитара

Поступающий должен:

  • исполнить на акустической гитаре два этюда на разные виды техники (М. Каркасси, Ф. Сора, Ф. Тарреги, М. Джулиани);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или две пьесы виртуозного характера (Э. Вила-Лобос Прелюдии, Сюита; А. Иванов-Крамской Обработки русских народных песен; М. Джулиани Сонаты; И.С. Бах Скрипичные концерты ля минор, соль мажор, лютневые сюиты; А. Вивальди Скрипичные концерты ля минор, ля мажор, соль мажор; П. Чайковский «Баркарола», «Мелодия», «Песня без слов»);
  • исполнить две эстрадные или джазовые пьесы (Т. Кулиев «Лезгинка», Ю. Чугунов «Босса-Нова», Т. Манчини «Дни вина и роз», Дж. Керк «Прошедшие дни»;
  • прочитать с листа этюды на различные виды аккомпанементной фактуры с буквенно-цифровыми последовательностями.

Часть программы, помимо этюдов, исполняется на акустической гитаре.

Бас-гитара

Поступающий должен исполнить:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио с использованием различных штрихов в диапазоне двух-трех октав;
  • этюд (И. Шторх – № 6, В. Штурле – № 9, И. Грабе – № 19, Д. Боттерини – № 18);
  • одну-две части сонаты или концерта, или две пьесы различного характера (Г. Гендель Соната до минор, В. де Фаш Соната фа мажор, И. Галлиер Соната фа минор, Б. Марчелло Соната до мажор, Э. Шторх «Концертштюк» соль мажор, Д. Чимароза Концерт соль минор, А. Власов «Мелодия», П. Чайковский «Ноктюрн», А. Арутюнян «Экспромт»).

В жанре джазовой музыки

Поступающий должен исполнить:

  • два произведения, включающие проведение темы (джазовые стандарты), линию аккомпанемента, соло на гармоническую сетку темы:

одно – баллада, другое – в среднем темпе.

Контрабас

Поступающий должен исполнить:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио с использованием различных штрихов в диапазоне двух-трех октав;
  • этюд (И. Шторх – № 6, В. Штурле – № 9, И. Грабе – № 19, Д. Боттерини – № 18);
  • одну-две части концерта или две пьесы различного характера, например, Г. Гендель Соната до минор, В. де Фаш Соната фа мажор, И. Галлиер Соната Соната фа минор, Б. Марчелло Соната до мажор, Э. Шторх «Концертштюк» соль мажор, Д. Чимароза Концерт соль минор, А. Власов «Мелодия», П. Чайковский «Ноктюрн», А. Арутюнян «Экспромт».

В жанре джазовой музыки

Поступающий должен исполнить:

  • два произведения, включающие проведение темы (джазовые стандарты), линию аккомпанемента, соло на гармоническую сетку темы:

одно – баллада, другое – в среднем темпе. 

Примечание:

Все поступающие (по всем видам инструментов) могут исполнять эстрадно-джазовую часть программы в сопровождении аккомпанирующего ансамбля. Возможно исполнение произведений джазовой классики в интерпретации известных музыкантов. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Проводится в специально отведенный день.

В круг вопросов включается проверка осведомленности поступающего в области культуры и искусства в Российской Федерации и за рубежом. На собеседовании выявляются знания по музыкальной терминологии и музыкальной литературе, в том числе связанной с выбранной специальностью. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ» 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода протяженностью 8‒12 тактов, однотональный, с отклонениями, достаточно развитыми голосами, секвенциями, хроматизмами и специфическими ритмическими особенностями эстрадной и джазовой музыки. Время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний ‒ 8;

Примерный уровень сложности: Программа для училищ по специальности «Инструменты джазового оркестра» (с. 58, V 151, V 152);

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии эстрадно-джазового типа с характерными последовательностями (преимущественно септаккордами). Гармонизация осуществляется с использованием буквенно-цифровых обозначений. Время выполнения ‒ 2 часа;
  • петь гаммы и интервальные цепочки;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, аккорды, взятые изолированно или в тональности, аккордовые последовательности, например:

в мажоре (А, Б), в миноре (В):

А. I-I-II-II-III-I7-IV-IV-I/V-VI/7-II-V7-III-III7-II-II7;

Б. I-VI-II9-V9-I-IV-VII9-V-IV-VI9-IIIM-II-V7;

В. I-VI-II9-V9-I-IV-VII9-V7-I-IV-VII9-IIIM-II-V7;

  • петь с листа одноголосные примеры.

Примерный уровень сложности: примеры из «Антологии» Симоненко «Мелодии джаза» (разделы «Период свинга» и «Современный джаз»);

  • сыграть на фортепиано предложенные последовательности аккордов (например: см. А, Б, В), секвенции, например: II-V9-I; II-V7; II-V9-IM9;
  • играть на фортепиано мелодию в фактуре от 4 до 6 голосов с использованием альтерации, добавлением ступеней;
  • проанализировать с листа предложенное произведение (жанр, стиль, тональный план, тип фактуры, гармонические средства).

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»