Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
53.03.02 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 

ПРОФИЛЬ «БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(БАЯН, АККОРДЕОН, ДОМРА, БАЛАЛАЙКА, ГИТАРА, КАНТЕЛЕ) 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ» 

Баян, аккордеон

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • произведение крупной формы (не менее 2-х частей сонаты или партиты, или часть концерта);
  • виртуозную пьесу.

Домра, балалайка, гитара, кантеле

Поступающий должен исполнить:

  • циклическое произведение – оригинальное или в переложении (не менее 2-х частей);
  • виртуозную пьесу;
  • кантиленную пьесу. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Проводится в специально отведенный день.

Собеседование включает:

  • краткий анализ произведений исполняемой программы, характеристика стилей композиторов;
  • знание истории развития и усовершенствования специального инструмента, знание музыкального репертуара, творчества выдающихся исполнителей; характеристика основных штрихов и приемов игры; знание основ методики обучения игре на инструменте;
  • знание важнейших элементов дирижерской техники, партитуры оркестра народных инструментов;
  • знание музыкальной терминологии, музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ»

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода протяженностью 8‒12 тактов, содержащий отклонения и модуляцию в тональности I степени родства. Время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний ‒ 8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта №№ 467, 482, 490;

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода, включающей хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности I степени родства без применения неаккордовых звуков. Мелодия должна быть гармонизована в четырехголосной фактуре, записана ручкой, исправления не допускаются.

Время выполнения ‒ 2 часа.

Примерный уровень сложности: Абызова Е.А. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 2008. № 621;

  • петь и определять на слух звукоряды всех видов мажора и минора, диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорной и минорной пентатоник;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности I степени родства;
  • петь с листа одноголосные примеры, содержащие хроматизмы, отклонения в тональности I степени родства, ритмические трудности типа синкоп, триолей, пунктирных ритмов.

Примерный уровень сложности: Агажанов А. П. Курс сольфеджио. Хроматизм и модуляция: Учебное пособие. 2-е изд. СПб: Лань, 2012. № 260;

  • играть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства;
  • проанализировать гармонию предложенного музыкального сочинения или его фрагмента.

Примерный уровень сложности: Бетховен Л. Соната для фортепиано № 12, I часть, тема для вариаций; Шуберт Ф. Музыкальный момент № 3.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения  

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»