Фортепиано
53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство" (бакалавриат)
Фортепиано
ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТ)
Программа должна состоять из следующих произведений:
- одна прелюдия и фуга (в оригинале) Баха или Шостаковича;
- первая или вторая и последующие части классической сонаты (Гайдна, Моцарта или Бетховена);
- два виртуозных этюда;
- произведение свободной формы (например, Шопен - Баллада, Лист - Рапсодия, Чайковский - Вариации F-dur и др.) или часть концерта.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Проходит в специально отведённый день.
- Прослушивание самостоятельно выученной за день пьесы (степень трудности - 2-3 курс музыкального училища). Выдается за день до собеседования;
- Знание музыкальной терминологии;
- Ответ на вопросы по исполняемой программе (сведения о композиторах, краткий исполнительский анализ, стилевые особенности, интерпретация произведений);
- Ответ на вопросы, выявляющие знание поступающего по фортепианной литературе, исполненных в программе композиторов. Например: Бах - Хорошо темперированный клавир, Моцарт - Сонаты, Бетховен - Сонаты, Шопен - Баллады, Скерцо, Сонаты, Этюды, Лист - Рапсодии, Этюды, Концерты, Рахманинов - Концерты, Этюды-картины, Прелюдии, Скрябин - Прелюдии, Этюды, Сонаты, Концерт, Чайковский - Концерты, Времена года. Шостакович - Прелюдии, Прелюдии и фуги, Прокофьев - Сонаты, Концерты, Григ - Концерт, Дебюсси - Прелюдии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)
Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8‒12 тактов, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности I степени родства (диктант проигрывается 8 раз, время выполнения ‒ 25 минут);
- выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода с применением аккордов альтерированной субдоминанты, двойной доминанты, отклонений в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 2 часа);
- петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
- петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
- определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства.
- петь с листа одноголосные и двухголосные примеры в простых и сложных размерах (с применением синкоп, триолей), включающие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности;
- играть модуляции в тональности I степени родства в форме периода;
- проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном построении (например: Бетховен Багатели, Шопен Мазурки, Скрябин Прелюдии op.11).