Оркестровые струнные инструменты

53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство" (бакалавриат)

Оркестровые струнные инструменты

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)

скрипка

поступающий должен исполнить:

  • два этюда или каприса, например: Я. Донт соч. 35, П. Гавинье, Н. Паганини, Г. Венявский, Ш. Данкля, В. Шер, К. Мострас;
  • две части из Сонат и партит И.С. Баха для скрипки соло;
  • произведение крупной формы (1 или 2-3 части концерта): концерты В.А. Моцарта, Ф. Мендельсона, А. Вьетана, К. Сен-Санса, Г. Венявского, А. Хачатуряна, С. Прокофьева;
  • гамму трех- или четырех-октавную со всеми видами арпеджио и двойных нот (терции, сексты, октавы, децимы, фингерированные октавы).

альт

поступающий должен исполнить:

  • два этюда, например: Б. Кампаньоли, И. Палашко, М. Териан;
  • две части из сюит для виолончели соло или две части из Сонат и партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части из 12-ти фантазий Г.Ф. Телемана;
  • произведение крупной формы, например: концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, С. Форсайта, Ф. Хофмайстера, соната М.И. Глинки;
  • поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио (игра гамм в три октавы, терциями, секстами, октавами)

виолончель

поступающий должен исполнить:

  • два этюда: один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах;
  • прелюдию или две части из сюит И.С. Баха для виолончели соло (одна в медленном движении, другая в подвижном);
  • произведение крупной формы (1 или 2-3 части концерта), например: концерты Й. Гайдна, Э. Лало, К. Сен-Санса, А. Дворжака;
  • поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио (игра гамм в четыре октавы, терциями, секстами, октавами).

контрабас

поступающий должен исполнить:

  • двух- и трёх-октавные гаммы и арпеджио;
  • два этюда разного характера (И. Грабе, Р. Крейцер, Ф. Симандл);
  • первую или вторую и третью части концерта или сонаты;
  • пьесу русского или зарубежного автора.

арфа

поступающий должен исполнить:

  • один этюд (В. Поссе, Ф. Цабель);
  • одну пьесу (И.С. Бах - Д. Кабалевский Органная прелюдия ре минор, И.С. Бах-Н. Парфёнов Органная прелюдия ми минор, Г.Ф. Гендель Чакона);
  • произведение малой формы русского или зарубежного композитора (М.И. Глинка Ноктюрн, Э. Григ Мелодия, М. Ипполитов-Иванов Ноктюрн, Л. Книппер Эскиз);
  • I или II и III части концерта или виртуозное произведение (Г.Ф. Гендель-Н. Парфёнов Концерт, Ш.М. Видор Хорал, Р. Глиэр Концерт, С. Василенко Концерт);
  • поступающий должен уметь играть мажорные и минорные гаммы (простые и двойными терциями) арпеджио (простые, ломаные и в октаву).

СОБЕСЕДОВАНИЕ

проходит в специально отведённый день.

Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8‒12 тактов, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности I степени родства (диктант проигрывается 8 раз, время выполнения ‒ 25 минут);
  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода с применением аккордов альтерированной субдоминанты, двойной доминанты, отклонений в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 2 часа);
  • петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства.
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры в простых и сложных размерах (с применением синкоп, триолей), включающие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности;
  • играть модуляции в тональности I степени родства в форме периода;
  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном построении (например: Бетховен Багатели, Шопен Мазурки, Скрябин Прелюдии op.11).