Академическое пение

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 53.03.03 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 

ПРОФИЛЬ «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ» 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ»

Поступающий должен исполнить:

  • две классические арии (русского и зарубежного композиторов);
  • романс;
  • народную песню. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Проводится в специально отведенный день.

Собеседование включает:

  • знание основного репертуара для своего типа голоса;
  • умение рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, их авторах;
  • знание существующих исполнительских традиций, обоснование собственной исполнительской интерпретации;
  • знание творчества выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей;
  • знание основной методической литературы по своей специальности;
  • вопросы общего музыкального развития;
  • определение интервалов в пределах октавы. 

На собеседовании проверяется актерская одаренность поступающего (наличие способностей, воображения, ассоциативного, образного мышления и т.д.):

  • чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка прозы;
  • эмоциональные тесты (произнесение фразы в различных эмоциональных состояниях: радости, гнева, уныния и т.д.);
  • хореография – станцевать вальс или другой танец. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант в форме периода, содержащий хроматизмы. Время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний ‒8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта №№ 24, 37, 40, 42;

  • выполнить письменное задание, которое включает:

-    построение от заданного звука гамм (мажорных, минорных трех видов, хроматических, а также ладов народной музыки);

-    определение характерных интервалов и разрешение их в тональности;

-    построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;

-    построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, септаккордов V и VII ступени с обращениями и разрешениями, а также аккордовой последовательности в тональности);

-    транспонирование одноголосной мелодии;

-    группировка длительностей в простых и сложных размерах.

Время выполнения ‒ 1 час 30 мин;

  • определять на слух и петь гаммы (мажорные, минорные трех видов, хроматические), лады народной музыки (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, локрийский), интервалы в тональности и от заданного звука (в том числе характерные с разрешениями), все виды трезвучий и септаккордов, их обращения, отдельные ступени лада с предварительной настройкой в тональности;
  • петь с листа диатоническую мелодию в тональностях до 3-х ключевых знаков.

Примерный уровень сложности: Калмыков Б., Фридкин Г. Одноголосие. Часть 1. М., Музыка, 2004. № 648 (Чайковский П. «Ни слова, о друг мой»);

  • проанализировать небольшое вокальное сочинение или его фрагмент (романсы М. Глинки, А. Варламова, А. Алябьева, Ф. Шуберта): определить лад, тональность, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, перевести встречающиеся в тексте музыкальные термины с итальянского языка, определить строение мелодии (ее деление на фразы и мотивы) и т.п. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»