Дирижирование академическим хором

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 53.03.05 ДИРИЖИРОВАНИЕ 

ПРОФИЛЬ «ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ» 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ДИРИЖИРОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ» 

Поступающий должен продирижировать:

  • оригинальное хоровое произведение или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории с сопровождением;
  • хоровое произведение a capella.

Для хора без сопровождения:

А. Аренский «Анчар», «Жемчуг и любовь»; А. Архангельский «Достойно есть», «Помышляю день страшный»; И.С. Бах «Сердце молчи», мотеты (фрагменты); Р. Бойко «Вечером синим», «Дон Кихот»; Д. Бортнянский «Достойно есть», «Херувимская», Й. Брамс «В ночной тиши», «Лесная ночь»; Б. Бриттен «Весенний первоцвет» и др.

Русские народные песни:

«Выходили красны девицы» в обр. А. Гедике, «Вянули ветры» в обр. Д. Шостаковича, «Дороженька» в обр. А. Свешникова, «Как пойду я на быструю речку» в обр. А. Свешникова, «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В. Соколова и др.

Для хора с сопровождением:

А. Аренский «У меня ли во садочке» из оперы «Сон на Волге», Л. Бетховен Месса до мажор № 1 «Кирие», хор узников из оперы «Фиделио», Ж. Бизе Хор контрабандистов, Марш тореодоров из оперы «Кармен», А. Бородин Хор «Слава», Хор поселян из оперы «Князь Игорь», Й. Брамс «Цыганские песни», Б. Бриттен «Военный реквием» № 2 (фрагмент), «Месса – бревис» (№ 2, 3), Й. Гайдн «К нам весна» из оратории «Времена года», «Вечерняя песня», «Старик» (светские хоры с сопровождением), Г. Ф. Гендель «Сражен Самсон» из оратории «Самсон» и др. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

Собеседование включает:

  • исполнение на фортепиано хорового сочинения a capella с учетом специфики звучания;
  • в сочинении без сопровождения исполнение (пение) наизусть с тактированием рукой любого из голосов хоровой партитуры по горизонтали с текстом и последовательностью аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении – исполнение (пение) «дирижерской» линии;
  • анализ музыкально-теоретических, вокально-хоровых особенностей, а также текстового и музыкального содержания представленных сочинений;
  • знание всех обозначений темпов сочинений, агогики, метроритмических указаний; умение аннотировать сочинения программы;
  • умение определить на слух, исполнить на фортепиано или вокально предложенную последовательность аккордов, соответствующую степени трудности вступительному экзамену по музыкально-теоретическим дисциплинам;
  • исполнение (пение) романса или вокализа для проверки певческой подготовки;
  • чтение с листа на фортепиано четырехстрочной хоровой партитуры, например:

П. Чайковский «Ночевала тучка», «На сон грядущий»; Вик. Калинников «Жаворонок», «Зима»; В. Салманов «Топи, да болота»; М. Коваль «Слезы»;

  • исполнение подготовленной программы на фортепиано, состоящей из:

-    полифонического произведения;

-    произведения крупной формы (I часть сонаты);

-    произведения малой формы (пьеса). 

Поступающий должен знать творчество авторов музыки и текста, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, должен уметь исполнить на фортепиано фрагменты-примеры из других произведений авторов, продемонстрировать знание теории и истории хорового исполнительства, знания по хороведению, хоровой литературе, основным прогрессивным методам работы с детьми и с самодеятельным хором. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ» 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать трехголосный диктант гармонического склада (возможно с элементами полифонии) в форме периода, содержащий отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта № 763. Мюллер Т. Трехголосные диктанты №№ 23, 27, 68;

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода или простой 2-х частной формы, содержащей отклонения и модуляции в тональности I степени родства, альтерацию аккордов S и D групп, секвенции, прерванные обороты, без неаккордовых звуков Мелодия должна быть гармонизована в четырехголосной фактуре, записана ручкой, исправления не допускаются.

Время выполнения ‒ 2 часа.

Примерный уровень сложности: Абызова Е.А. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 2008. № 661;

  • петь и определять на слух звукоряды всех видов мажора и минора, диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорной и минорной пентатоник;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух гармоническую последовательность, содержащую типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности I степени родства;
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры, включающие отклонения и модуляции в I степень родства, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие: Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. Часть 1. М., Музыка, 1986. № 11 (Бах. Страсти по Матфею. Ария альта). № 14 (Бах И.С. Месса си минор. Ария альта).

Двухголосие: Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио Учебник. Часть 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции. № 331 (Чайковский П. «Евгений Онегин»);

  • играть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства; секвенции диатонические и хроматические;
  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном фрагменте.

Примерный уровень сложности: романсы М. Глинки, А. Гурилева, А. Даргомыжского; Чайковский П. «Времена года»; Бетховен Л. Багатели; Шопен Ф. Мазурки.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»