Этномузыкология

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
53.03.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

ПРОФИЛЬ «ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ»

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА» 

Примерные темы для письменных работ:

  • Различия между традиционной народной и академической музыкой.
  • Традиционная культура (указать этнос) народа.
  • Музыкальная культура моего края (села, региона, республики): инструменты, музыкальные жанры, деятели музыкальной культуры, известные фольклорные коллективы.
  • Композитор и фольклор: претворение фольклора в крупных музыкальных жанрах.
  • Мои любимые эпохи и личности в истории музыки.

Время выполнения – 3 часа.

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

Проверка общекультурного уровня, в том числе осведомленности в сфере традиционного музыкального искусства и культуры.

Собеседование включает:

  • представление аутентичных музыкальных образцов певческой и инструментальной традиции или их аранжировка (стилизация), отличающаяся от аутентичных образцов (по 1-2 напева и (или) наигрыша)
  • упражнения по импровизации и этносольфеджио (повторить фрагмент напева / наигрыша, досочинить или исполнить свой вариант; повторить ритм, исполнить свой вариант).
  • проверка образного мышления и выразительности (прочтение предложенного стихотворения, басни, прозы из классической или современной литературы);
  • навыки владения иностранным языком, в том числе родным (рассказ о себе и своих увлечениях: 5-8 предложений). 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

От поступающего требуется знание полных курсов элементарной теории музыки и сольфеджио в объеме, изучаемом на исполнительских отделениях музыкального училища.

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант гармонического склада (возможно с элементами полифонии) в форме однотонального периода. Время выполнения ‒ 30 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта №№ 413, 435, 457;

  • выполнить письменное задание, которое включает:

-    построение от заданного звука гамм (мажорных, минорных трех видов, хроматических, а также ладов народной музыки);

-    определение характерных интервалов и разрешение их в тональности;

-    построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;

-    построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, септаккордов V и VII ступени с обращениями и разрешениями, а также аккордовой последовательности в тональности);

-    транспонирование одноголосной мелодии;

-    группировка длительностей в простых и сложных размерах.

Время выполнения ‒ 1 час 30 мин;

  • определить на слух и петь отдельные элементы музыкального языка (звукоряды, интервалы, аккорды) и их последовательности;
  • петь с листа одноголосные примеры.

Примерный уровень сложности: Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Выпуск III. Л., Музыка, 1974. № 27 (Польская). 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения 

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения  

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»