Музыкальная педагогика

53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

Музыкальная педагогика 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО)

Поступающий должен исполнить программу на фортепиано, по степени трудности соответствующую программе выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования соответствующего профиля.

Исполнение программы на музыкальном инструменте должно включать в себя:

  1. полифоническое произведение;
  2. I или II-III части сонаты;
  3. Произведение малой формы.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, осведомлённость в области смежных видов искусств, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального и других видов искусства, знание важнейших трудов музыковедов, современной периодической печати, знание литературы в зависимости от интересов поступающего по вопросам педагогики, теории и истории музыки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА)

СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме
Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант гармонического склада (возможно с элементами полифонии) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 30 минут, количество проигрываний – 8);
  • выполнить письменно в классе работу по гармонизации мелодии в форме периода, содержащей отклонения и модуляции в тональности I степени родства, альтерацию аккордов S и D групп, секвенции, прерванные обороты, без неаккордовых звуков (время исполнения ‒ 2 часа);
  • петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух гармоническую последовательность, содержащую типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства;
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры, включающие отклонения и модуляции в I степень родства, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах;
  • играть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства; секвенции диатонические и хроматические;
  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном построении (например: романсы Глинки, Гурилёва, Даргомыжскго; «Времена года» Чайковского; Багатели Бетховена; мазурки Шопена).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы музыкального колледжа, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, профессиональную терминологию. Экзамен проходит в форме ответов на вопросы, обозначенные в билетах. Билет содержит два вопроса. Первый вопрос связан с характеристикой жизни и творчества композитора. Второй предполагает анализ-характеристику конкретного произведения.

Биография и характеристика творчества композиторов:

И.С. Бах

Г.Ф. Гендель

Й. Гайдн

В.А. Моцарт

Ф. Шуберт

Ф. Шопен

Ф. Лист

Р. Вагнер

А.Н. Скрябин

С.В. Рахманинов

С.С. Прокофьев

А. К. Глазунов

Анализ произведений:

М. П. Мусоргский «Борис Годунов»

П. И. Чайковский Симфония №4

Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

М. И. Глинка «Жизнь за царя»

Д. Д. Шостакович Симфония №7 (“Ленинградская”)

Л. ван Бетховен Симфония №5

Г. Берлиоз «Фантастическая» симфония

Ж. Бизе «Кармен»

Р. Шуман «Любовь поэта»

П. И. Чайковский «Евгений Онегин»

И. Ф. Стравинский «Петрушка»

С. С. Прокофьев «Александр Невский»