Музыкальная педагогика

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
53.03.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

ПРОФИЛЬ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» 

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО» 

Поступающий должен исполнить программу на фортепиано, по степени трудности соответствующую программе выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования соответствующего профиля.

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • I или II-III части сонаты;
  • произведение малой формы. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

Собеседование проходит в форме ответов поступающего на вопросы комиссии. Выявляет профессиональный и общий культурный уровень абитуриента. Проверяет эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам теории, истории музыки, музыкальной педагогики, музыкальных периодических изданий, осведомленность в области других видов искусства, умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 

Профессиональное испытание проводится в несколько дней с выставлением одной оценки.

СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант гармонического склада (возможно с элементами полифонии) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Время выполнения ‒ 30 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. №№ 459, 466, 467;

  • выполнить письменно в классе работу по гармонизации мелодии в форме периода, содержащей отклонения и модуляции в тональности I степени родства, альтерацию аккордов S и D групп, секвенции, прерванные обороты, без неаккордовых звуков. Время выполнения ‒ 2 часа.

Примерный уровень сложности: Абызова Е.А. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 2008. № 661;

  • играть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства;
  • петь и определять на слух звукоряды всех видов мажора и минора, диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорной и минорной пентатоник;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры, включающие отклонения и модуляции в I степень родства, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие: Калмыков Б., Фридкин Г. Одноголосие. Часть 1. М., Музыка, 2004. № 601 (Чайковский П. Пиковая дама);

Двухголосие: Калмыков Б., Фридкин Г. Двухголосие. Часть 2. М., Музыка, 2006. № 233 (Евсеев С. Квартет «Звонили звоны»);

  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном фрагменте.

Примерный уровень сложности: романсы М. Глинки, А. Гурилева, А. Даргомыжского; Чайковский П. «Времена года»; Бетховен Л. Багатели; Шопен Ф. Мазурки.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проводится в специально отведенный день в устной форме.

Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы музыкального училища, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, профессиональную терминологию. Экзамен проходит в форме ответов на вопросы, обозначенные в билетах. Билет содержит два вопроса. Первый вопрос связан с характеристикой жизни и творчества композитора, второй предполагает анализ-характеристику конкретного произведения. 

Список композиторов и музыкальных произведений по испытанию «Музыкальная литература»:

БИОГРАФИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ: 

И.С. Бах

Г.Ф. Гендель

Й. Гайдн

В.А. Моцарт

Ф. Шуберт

Ф. Шопен

Ф. Лист

Р. Вагнер

А.Н. Скрябин

С.В. Рахманинов

С.С. Прокофьев

А. К. Глазунов 

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 

М. П. Мусоргский «Борис Годунов»

П. И. Чайковский Симфония №4

Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

М. И. Глинка «Жизнь за царя»

Д. Д. Шостакович Симфония №7 («Ленинградская»)

Л. Бетховен Симфония №5

Г. Берлиоз «Фантастическая» симфония

Ж. Бизе «Кармен»

Дж. Верди «Риголетто»

П. И. Чайковский «Евгений Онегин»

И. Ф. Стравинский «Петрушка»

С. С. Прокофьев «Александр Невский» 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать свою позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»