53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 53.04.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Экзамен проводится в один день и включает:

  • представление собственного научного исследования (реферат) в области музыкального искусства в объеме не менее 1 п.л. Реферат представляет собой разработку научного исследования в области истории и теории музыкального искусства с обоснованием темы исследования. Реферат должен обладать актуальностью, содержать элементы научной новизны, обзор литературы;
  • устный экзамен по билетам, включающим вопросы по дисциплинам теории и истории музыки;
  • коллоквиум. 

ВОПРОСЫ К УСТНОМУ ЭКЗАМЕНУ: 

ПРОФИЛЬ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» 

Билет состоит из двух вопросов: один вопрос – по теории музыки, второй вопрос – по истории музыки.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

1. Ладовая альтерация: природа и суть явления. «Именные» альтерированные созвучия. Дезальтерация. Постальтерация.

2. Модуляция: суть явления. Определение и классификация. Характеристика типов. Проблема тонального родства.

3. Натурально-ладовая гармония, искусственные лады: теория и практика.

4. Фригийский оборот: природа, семантика, разновидности, практика.

5. Характеристические черты сонатной формы в музыке композиторов-романтиков.

6. Исторические типы рондо.

7. Особенности формообразования в вокальной музыке.

8. Многотемная фуга: виды композиций, особенности их строения.

9. Канон: история, теория, практика.

10. Полифонические формы в музыке XX века. 

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

1. Почему И.С. Бах не писал опер.

2. Г. Ф. Гендель в контексте английской культуры.

3. Дж. Мейербер – создатель жанра большой парижской оперы.

4. Проблема национального в творчестве М. И. Глинки.

5. Рецепции Р. Вагнера в русской музыке серебряного века.

6. А. К. Глазунов как симфонист.

7. И. Ф. Стравинский и музыкальный неоклассицизм.

8. Советская симфония 1930-1950х годов в диалоге с эпохой.

9. Балеты Р. К. Щедрина: морфология жанра и стиля.

10. Академическая музыка в современном кинематографе. 

ПРОФИЛЬ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» 

1. Гармонический слух и основы методики его развития.

2. Методика музыкального диктанта.

3. Учебники и учебные пособия по сольфеджио для ДМШ.

4. Музыкальная литература как предмет и ее роль в музыкальном образовании.

5. Современные образовательные технологии и методы преподавания предмета «Музыкальная литература».

6. Особенности методики преподавания обзорных, биографических и аналитических тем на занятиях по предмету «Музыкальная литература».

7. Особенности работы с детским хором на начальном этапе обучения.

8. Вокально-хоровые упражнения как основа формирования певческих навыков.

9. Особенности организации урока фортепиано с начинающими музыкантами.

10. Основные принципы и методы выбора фортепианного репертуара. Особенности составления индивидуальных планов обучающихся ДМШ. 

ПРОФИЛЬ «ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ» 

1. Основные методы изучения традиционных музыкальных культур.

2. Научные школы в этномузыкологии.

3. Основные принципы документации фольклорно-этнографических материалов.

4. Обряды жизненного цикла и их музыкальное наполнение в традициях финно-угорских народов.

5. Классификации музыкальных инструментов: систематика Э. Хорнбостеля и К. Закса.

6. Традиционная картина мира. Ритуал в традиционной культуре и его коды.

7. Функции звука и голоса в традиционной культуре.

8. Проблемы терминологии в традиционной музыкальной культуре.

9. Основы музыкального мышления в традиционной культуре.

10. Функционирование музыкальных инструментов в традиционной культуре финно-угров.