Фортепиано

53.05.01 "Искусство концертного исполнительства" (специалитет).

 Фортепиано

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТ)

Программа должна состоять из следующих произведений:

  • одна прелюдия и фуга (в оригинале) Баха или Шостаковича;
  • первая или вторая и последующие части классической сонаты (Гайдна, Моцарта или Бетховена);
  • два виртуозных этюда;
  • произведение свободной формы (например, Шопен - Баллада, Лист - Рапсодия, Чайковский - Вариации F-dur и др.) или часть концерта. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Проходит в специально отведённый день.

  1. Прослушивание самостоятельно выученной за день пьесы (степень трудности - 2-3 курс музыкального училища). Выдается за день до собеседования;
  2. Знание музыкальной терминологии;
  3. Ответ на вопросы по исполняемой программе (сведения о композиторах, краткий исполнительский анализ, стилевые особенности, интерпретация произведений);
  4. Ответ на вопросы, выявляющие знание поступающаго по фортепианной литературе, исполненных в программе композиторов. Например: Бах - Хорошо темперированный клавир, Моцарт - Сонаты, Бетховен - Сонаты, Шопен - Баллады, Скерцо, Сонаты, Этюды, Лист - Рапсодии, Этюды, Концерты, Рахманинов - Концерты, Этюды-картины, Прелюдии, Скрябин - Прелюдии, Этюды, Сонаты, Концерт, Чайковский - Концерты, Времена года. Шостакович - Прелюдии, Прелюдии и фуги, Прокофьев - Сонаты, Концерты, Григ - Концерт, Дебюсси - Прелюдии

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8‒12 тактов, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности I степени родства (диктант проигрывается 8 раз, время выполнения ‒ 25 минут);
  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода с применением аккордов альтерированной субдоминанты, двойной доминанты, отклонений в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 2 часа);
  • петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства.
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры в простых и сложных размерах (с применением синкоп, триолей), включающие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности;
  • играть модуляции в тональности I степени родства в форме периода;
  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном построении (например: Бетховен Багатели, Шопен Мазурки, Скрябин Прелюдии op.11).