Концертные духовые и ударные инструменты

53.05.01 "Искусство концертного исполнительства" (специалитет)

Концертные духовые и ударные инструменты

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)

флейта

поступающий должен исполнить:

  • два этюда подвижного и кантиленного характера (Келлер, Платонов Ягудин, Келлер);
  • одну-две части сонаты или концерта или вариации и пьесу с фортепиано (И.С.Бах Соната № 4, Гендель Сонаты № 5, 7, Концерты Гайдна, Моцарта, Цыбин концертные аллегро № 1,2,3; Глиэр Мелодия, Вальс; Раков Три пьесы;
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

гобой

поступающий должен исполнить:

  • два этюда подвижного и кантиленного характера (Видеман, Ферлинг, Люфт, Назаров);
  • одну-две части сонаты или концерта или 2 пьесы с фортепиано (Концерты Генделя, Гайдна, Моцарта; Гендель Соната № 1.2; Шишков Этюд, Элегия; Парцхаладзе Песня, Танец; Глиэр Песня без слов; Рахманинов Вокализ;
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

кларнет

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Розанов, Штарк, Берман);
  • произведение крупной формы (Римский-Корсаков Концерт, Вебер Концертино, Концерт, Вариации,) и пьесу с фортепиано (Комаровский Импровизация, Василенко Восточный танец, Гедике Этюд, Бах Адажио, Чайковский Песня без слов, Романс, Компанеец Башкирский напев и пляска);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

фагот

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Вайсенборн, Богданов);
  • одну-две части сонаты или концерта или вариаций и пьесу в сопровождении фортепиано (Моцарт Концерт, Вебер Концерт, Баланчивадзе Концертино, Дварионас тема с вариациями, Гайдн Анданте, Глиэр Экспромт и Юмореска, Чайковский Ноктюрн, Полька);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

саксофон

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Ривчун, Михайлов)
  • одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровождении фортепиано (Глазунов Концерт, Дебюсси Рапсодия, Черепнин Соната, Найссоо Импровизация, Скрябин Этюд соч.2, Рахманинов Романс, Глиэр Романсы соч.3, соч.45);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

валторна

поступающий должен исполнить:

  • два этюда разного характера: на кантилену и технику;
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Концерты Гайдна, Моцарта, Р.Штрауса, Глиэра, Матиса, Розетти; Гендель Соната № 4, Корелли Соната № 2, Бетховен Соната, Глиэр Экспромт, Ноктюрн, Интермеццо и Юмореска, Глазунов Мечты, Чайковский Ноктюрн, Осенняя песня);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

труба

поступающий должен исполнить:

  • два этюда разного характера: на кантилену и технику (Арбан, Баласанян, Брандт);
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Альбинони, Бёме, Гендель, Тартини, Телеман, Гайдн, Арутюнян, Пескин, Щёлоков; Гендель соната № 6, Гедике Концертный этюд, Рахманинов Весенние воды, Раков Рондо, Вокализ, Тарантелла, Шостакович Романс);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

тромбон

поступающий должен исполнить:

  • два различных по технике этюда из "Школы Блажевича;
  • первую или вторую и третью части сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Блажевич Концерт, Давид Концертино, Марчелло Соната, Платонов Концерт, Римский-Корсаков Концерт, Рахман6инов Прелюдия, Сен-Санс Каватина)
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

туба

поступающий должен исполнить:

  • два разнохарактерных этюда (Бардони, Блажевич);
  • часть сонаты или концерта или развёрнутую пьесу (Концерт Лебедева, Соната Марчелло, Сен-Санс Концертная пьеса, Бара Интродукция и Танец, Капуцци Анданте и Рондо),
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшённому септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Ударные инструменты
малый барабан

поступающий должен исполнить:

  • тремоло в динамических комбинациях, "двойки" в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;
  • один этюд, например: Осадчук, Ритмические этюды;
  • прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь использовать различные нюансы.

Ударные инструменты
литавры

поступающий должен исполнить:

  • одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;
  • тремоло в различных нюансах;
  • ритмический этюд, например: Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа простые ритмические комбинации и неболбшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

Ударные инструменты
ксилофон и маримба

поступающий должен исполнить:

  • гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приёмами, в том числе тремоло;
  • один этюд (наизусть), например: Платонов 30 этюдов для флейт, Купинский Школа игры на ксилофоне;
  • одну-две части сонаты или концерта или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано (Бах концерт для скрипки Ми мажор, Лобковский Концертная пьеса для ксилофона, Моцарт Концерт для скрипки "Аделаида", Чайковский Русский танец;
  • прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

проходит в специально отведённый день.

В процессе собеседования поступающему предлагаются вопросы, образующие по своей тематике две основные группы:

  1. вопросы, выявляющие степень профессиональной подготовленности поступающего, что предполагает:
    - знание литературы по своей специальности;
    - умение рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать тему, образный строй, стилистические черты и форму данного произведения, дать обоснование своей исполнительской интерпретации;
    - знание музыкальной литературы в объёме программы музыкального училища, музыкальной терминологии;
    - знание основных вопросов методики обучения игре на инструменте;
  2. вопросы, выявляющие общую эрудицию поступающего, события современной музыкальной жизни, знания в области литературы и искусства. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант в форме периода, содержащий хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности I степени родства, триоли, синкопы и другие ритмические трудности (время исполнения 25 минут, количество проигрываний ‒ 8);
  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии, содержащей отклонения и модуляции в тональности I степени родства без применения неаккордовых звуков (время выполнения ‒ 2 часа);
  • петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства;
  • петь с листа одноголосные мелодии в простых и сложных размерах, содержащие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности;
  • играть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства;
  • проанализировать гармонию предложенного сочинения или его фрагмента (например: тема вариаций из I части сонаты Моцарта для ф-но № 11, К.331; первый раздел из ноктюрна Шопена op. 48 № 1).