Концертные духовые и ударные инструменты

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.05.01 ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «КОНЦЕРТНЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(ФЛЕЙТА, ГОБОЙ, КЛАРНЕТ, ФАГОТ, САКСОФОН, ВАЛТОРНА, ТРУБА, ТРОМБОН, ТУБА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ» 

Флейта

Поступающий должен:

  • исполнить два этюда подвижного и кантиленного характера (Э. Келлер, Н. Платонов, Ю. Ягудин);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или вариации и пьесу с фортепиано (И.С. Бах Соната № 4; Г.Ф. Гендель Сонаты № 5, 7; концерты Й. Гайдна, В. Моцарта; В. Цыбин Концертные аллегро № 1, 2, 3; Р. Глиэр Мелодия, Вальс; Н. Раков Три пьесы);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Гобой

Поступающий должен:

  • исполнить два этюда подвижного и кантиленного характера (Видеман, Ферлинг, Люфт, Назаров);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или 2 пьесы с фортепиано (концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта; Г.Ф. Гендель Соната № 1, 2; И. Шишков Этюд, Элегия; М. Парцхаладзе Песня, Танец; Р. Глиэр Песня без слов; С. Рахманинов Вокализ);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Кларнет

Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Розанов, Штарк, Берман);
  • исполнить произведение крупной формы (Н. Римский-Корсаков Концерт, К. Вебер Концертино, Концерт, Вариации,) и пьесу с фортепиано (А. Комаровский Импровизация; С. Василенко Восточный танец; А. Гедике Этюд; И.С. Бах Адажио; П. Чайковский Песня без слов, Романс; З. Компанеец Башкирский напев и пляска);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Фагот

Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Вайсенборн, Богданов);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или вариаций и пьесу в сопровождении фортепиано (В. Моцарт Концерт; К. Вебер Концерт, А. Баланчивадзе Концертино; Б. Дварионас Тема с вариациями; Й. Гайдн Анданте; Р. Глиэр Экспромт и Юмореска; П. Чайковский Ноктюрн, Полька);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Саксофон

Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Ривчун, Михайлов);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровождении фортепиано (А. Глазунов Концерт; К. Дебюсси Рапсодия; А. Черепнин Соната; У. Найссоо Импровизация; А. Скрябин Этюд соч. 2; С. Рахманинов Романс; Р. Глиэр Романсы соч. 3, соч. 45);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Валторна

Поступающий должен:

  • исполнить два этюда разного характера: на кантилену и технику;
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Р. Штрауса, Р. Глиэра, К. Матиса, А. Розетти; Г.Ф. Гендель Соната № 4; А. Корелли Соната № 2; Л. Бетховен Соната; Р. Глиэр Экспромт, Ноктюрн, Интермеццо и Юмореска; А. Глазунов Мечты; П. Чайковский Ноктюрн, Осенняя песня);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Труба

Поступающий должен:

  • исполнить два этюда разного характера: на кантилену и технику (Арбан, Баласанян, Брандт);
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (Т. Альбинони, О. Бёме, Г.Ф. Гендель, Дж. Тартини, Г.Ф. Телеман, Й. Гайдн, А. Арутюнян, В. Пескин, В. Щёлоков; Г.Ф. Гендель Соната № 6; А. Гедике Концертный этюд; С. Рахманинов Весенние воды; Н. Раков Рондо, Вокализ, Тарантелла; Д. Шостакович Романс);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Тромбон

Поступающий должен:

  • исполнить два различных по технике этюда из «Школы» В. Блажевича;
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (В. Блажевич Концерт; Ф. Давид Концертино; А. Марчелло Соната; Н. Платонов Концерт; Н. Римский-Корсаков Концерт; С. Рахманинов Прелюдия; К. Сен-Санс Каватина);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Туба

Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Г. Бардони, В. Блажевич);
  • исполнить часть сонаты или концерта, или развернутую пьесу (А. Лебедев Концерт, А. Марчелло Соната, К. Сен-Санс Концертная пьеса, Ж. Бара Интродукция и Танец, А. Капуцци Анданте и Рондо);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминант септаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент. 

Ударные инструменты

Малый барабан

Поступающий должен:

  • исполнить тремоло в динамических комбинациях, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;
  • исполнить этюд, например: В. Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь использовать различные нюансы.

Литавры

Поступающий должен:

  • исполнить одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;
  • исполнить тремоло в различных нюансах;
  • исполнить ритмический этюд, например: В. Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

Ксилофон и маримба

Поступающий должен:

  • исполнить гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе тремоло;
  • исполнить этюд наизусть, например: Н. Платонов 30 этюдов для флейты; К. Купинский Школа игры на ксилофоне;
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано (И.С. Бах Концерт для скрипки Ми мажор; А. Лобковский Концертная пьеса для ксилофона; В. Моцарт Концерт для скрипки «Аделаида»; П. Чайковский Русский танец);
  • прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

Собеседование включает:

  • знание литературы по своей специальности;
  • умение рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать тему, образный строй, стилистические черты и форму данного произведения, дать обоснование своей исполнительской интерпретации;
  • знание музыкальной терминологии, музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • знание основных вопросов методики обучения игре на инструменте;
  • ответ на вопросы, выявляющие общую эрудицию поступающего, события современной музыкальной жизни, знания в области литературы и искусства. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ» 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант в форме периода протяженностью 8‒12 тактов, содержащий хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности I степени родства, триоли, синкопы и другие ритмические трудности. Время выполнения – 25 минут, количество проигрываний ‒ 8.

Примерный уровень сложности: Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. №№ 24, 38, 43;

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии, содержащей отклонения и модуляции в тональности I степени родства без применения неаккордовых звуков Мелодия должна быть гармонизована в четырехголосной фактуре, записана ручкой, исправления не допускаются.

Время выполнения ‒ 2 часа.

Примерный уровень сложности: Абызова Е.А. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 2008. № 574;

  • петь и определять на слух звукоряды всех видов мажора и минора, диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорной и минорной пентатоник;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности I степени родства;
  • петь с листа одноголосные мелодии в простых и сложных размерах, содержащие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности.

Примерный уровень сложности: Агажанов А. П. Курс сольфеджио. Хроматизм и модуляция: Учебное пособие. 2-е изд. СПб: Лань, 2012. № 255;

  • играть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства;
  • проанализировать гармонию предложенного сочинения или его фрагмента.

Примерный уровень сложности: Моцарт В. Соната для фортепиано № 11, К. 331, тема вариаций из I части; Шопен Ф. Ноктюрн op. 48 № 1, первый раздел.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»