Концертные народные инструменты
53.05.01 "Искусство концертного исполнительства" (специалитет).
Концертные народные инструменты
ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)
баян и аккордеон
поступающий должен исполнить:
- полифоническое произведение;
- произведение крупной формы (соната или партита - не мене 2-х частей, или концерт - часть);
- виртуозная пьеса.
домра, балалайка, гитара, кантеле, гусли
поступающий должен исполнить:
- циклическое произведение (не менее 2-х частей, оригинальное или в переложении);
- виртуозную пьесу;
- кантиленную пьесу.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
проходит в специально отведённый день.
Состоит из двух разделов:
- Дирижирование под фортепиано - одно развёрнутое произведение или две небольшие разнохарактерные пьесы.
- Ответы поступающего на вопросы, выявляющие уровень профессиональной подготовки:
- краткий исполнительский анализ (и формы) произведений, сыгранных по специальности и продирижированных на экзамене, дать характеристику стиля исполненных композиторов;
- сведения из истории развития и усовершенствования специального инструмента, знание его репертуара, творчества выдающихся исполнителей, характеристику основных штрихов и приёмов игры и основ методики обучения игре на этом инструменте;
- знание важнейших элементов дирижёрской техники, партитуры оркестра народных инструментов;
- знание музыкальной литературы в объёме программы музыкального училища; музыкальная терминология.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)
Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства (время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний ‒ 8);
- выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода, включающей хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности I степени родства без применения неаккордовых звуков (время выполнения ‒ 2 часа);
- петь и определять на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорную и минорную пентатонику;
- петь и определять на слух любые интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
- определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства;
- петь с листа одноголосные примеры, содержащие хроматизмы, отклонения в тональности I степени родства, ритмические трудности типа синкоп, триолей, пунктирных ритмов;
- играть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции в форме периода в тональности I степени родства;
- проанализировать гармонию предложенного музыкального сочинения или его фрагмента (например: Бетховен соната для ф-но № 12, первая часть, тема для вариаций; Шуберт Музыкальный момент).