Концертные струнные инструменты

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.05.01 ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «КОНЦЕРТНЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
 (СКРИПКА, АЛЬТ, ВИОЛОНЧЕЛЬ, КОНТРАБАС)

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ» 

Скрипка

Поступающий должен исполнить:

  • два этюда или каприса, например: Я. Донт соч. 35, П. Гавинье, Н. Паганини, Г. Венявский, Ш. Данкля, В. Шер, К. Мострас;
  • две части из сонат и партит И.С. Баха для скрипки соло;
  • произведение крупной формы (I или II и III части концерта): концерты В.А. Моцарта, Ф. Мендельсона, А. Вьетана, К. Сен-Санса, Г. Венявского, А. Хачатуряна, С. Прокофьева;
  • мажорную или минорную гамму в три или четыре октавы штрихом легато со всеми видами арпеджио и двойных нот (терции, сексты, октавы, децимы, фингерированные октавы).

Альт

Поступающий должен исполнить:

  • два этюда, например: Б. Кампаньоли, И. Палашко, М. Териан;
  • две части из сюит для виолончели соло или две части из сонат и партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части из сюит М. Регера;
  • произведение крупной формы, например: М. Глинка Соната, концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, С. Форсайта, Ф. Хофмайстера;
  • мажорную или минорную гамму в три октавы штрихом легато со всеми видами арпеджио и двойных нот (терции, сексты, октавы).

Виолончель

Поступающий должен исполнить:

  • два этюда: один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах;
  • Прелюдию или две части из сюит И.С. Баха для виолончели соло (одна в медленном темпе, другая в подвижном);
  • произведение крупной формы (I или II и III части концерта), например: концерты Й. Гайдна, Э. Лало, К. Сен-Санса, А. Дворжака;
  • мажорную или минорную гамму в четыре октавы штрихом легато со всеми видами арпеджио и двойных нот (терции, сексты, октавы).

Контрабас

Поступающий должен исполнить:

  • два этюда разного характера (И. Грабе, Р. Крейцер, Ф. Симандл);
  • I или II и III части концерта или сонаты;
  • пьесу русского или зарубежного композитора;
  • мажорную или минорную гамму в две или три октавы штрихом легато и арпеджио.

Арфа

Поступающий должен исполнить:

  • этюд (В. Поссе, Ф. Цабель);
  • пьесу, например: И.С. Бах - Д. Кабалевский Органная прелюдия ре минор, И.С. Бах - Н. Парфенов Органная прелюдия ми минор, Г.Ф. Гендель Чакона;
  • произведение малой формы русского или зарубежного композитора, например: М. Глинка Ноктюрн, Э. Григ Мелодия, М. Ипполитов-Иванов Ноктюрн, Л. Книппер Эскиз;
  • I или II и III части концерта или виртуозное произведение, например: Г.Ф. Гендель - Н. Парфенов Концерт, Ш. М. Видор Хорал, Р. Глиэр Концерт, С. Василенко Концерт;
  • мажорную или минорную гамму (простую и двойными терциями) и арпеджио (простые, ломаные и в октаву). 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ» 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода протяженностью 8‒12 тактов, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности I степени родства. Время выполнения ‒ 25 минут, количество проигрываний ‒ 8.

Примерный уровень сложности: Мюллер. Т. Двух- и трехголосные диктанты №№ 41, 49;

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии в форме периода с применением аккордов альтерированной субдоминанты, двойной доминанты, отклонений в тональности I степени родства. Мелодия должна быть гармонизована в четырехголосной фактуре, записана ручкой, исправления не допускаются.

Время выполнения ‒ 2 часа.

Примерный уровень сложности: Абызова Е.А. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 2008. № 661;

  • петь и определять на слух звукоряды всех видов мажора и минора, диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского, локрийского), мажорной и минорной пентатоник;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, взятые изолированно или в тональности, все виды трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определять на слух небольшие гармонические построения, содержащие типовые обороты (проходящие, вспомогательные, прерванный оборот, фригийский оборот и проч.), отклонения и модуляции в тональности I степени родства;
  • петь с листа одноголосные и двухголосные примеры в простых и сложных размерах (с применением синкоп, триолей), включающие хроматизмы, отклонения и модуляции в родственные тональности.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие: Агажанов А. П. Курс сольфеджио. Хроматизм и модуляция: Учебное пособие. 2-е изд. СПб: Лань, 2012. № 287.

Двухголосие: Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио Учебник. Часть 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции. № 325 (Шуман Р. «Сад любви»);

  • играть модуляции в тональности I степени родства в форме периода;
  • проанализировать с листа гармонию в произведении малой формы или структурно законченном построении.

Примерный уровень сложности: Бетховен Л. Багатели, Шопен Ф. Мазурки, Скрябин А. Прелюдии op. 11.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

 

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»