Искусство оперного пения

53.05.04 "Музыкально-театральное искусство" (специалитет)

Искусство оперного пения

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ 

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ)

Поступающий представляет список подготовленных произведений и исполняет по выбору комиссии:

  • две классические арии (русского и зарубежного композитора);
  • романс;
  • народная песня.

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки поступающего, включает:

  • знание основного репертуара для своего типа голоса;
  • умение рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, их авторах;
  • знание существующих исполнительских традиций, обоснование собственной исполнительской интерпретации;
  • знание творчества выдающихся певцов (отечественных и зарубежных);
  • знание основной методической литературы по своей специальности;
  • вопросы общего музыкального развития;
  • определение интервалов в пределах октавы;

Кроме того, на собеседовании проверяется актёрская одарённость поступающего (наличие способностей, воображения, ассоциативного, образного мышления и т.д.):

  • чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка прозы;
  • эмоциональные тесты (произнесение фразы в различных эмоциональных состояниях: радости, гнева, уныния и т.д.);
  • станцевать вальс или любой другой танец.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ 

(СОЛЬФЕДЖИО И ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ)

Проходит в течение одного дня в письменной и устной форме.
Поступающий должен:

  1. написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматизма в форме периода (время выполнения ‒ 20 минут, количество проигрываний ‒8);
  2. выполнить письменное задание (время выполнения ‒ 1 час 30 мин.), в которое входит:
    - построение от заданного звука гамм (мажорных, минорных трёх видов, хроматических, а также ладов народной музыки);
    - определение заданных характерных интервалов и разрешение их в тональности;
    - построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;
    - построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, септаккордов V и VII ступени с обращениями и разрешениями, а также аккордовой последовательности в тональности;
    - транспонирование одноголосной мелодии;
    - группировка длительностей в простых и сложных размерах.
  3. определять на слух и петь гаммы (мажорные, минорные трёх видов, хроматические), лады народной музыки (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, локрийский), интервалы в тональности и от заданного звука (в том числе характерные с разрешениями), все виды трезвучий и септаккордов, их обращения, отдельные ступени лада с предварительной настройкой в тональности;
  4. петь с листа диатоническую мелодию в тональностях до 3-х ключевых знаков, ритмически не сложную;
  5. устно выполнить анализ несложного романса или песни (М. Глинки, А. Варламова, А. Алябьева, Ф. Шуберта) в пределах периода или одной части: определить лад, тональность, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, перевести встречающиеся в тексте музыкальные термины с итальянского языка, обозначить структуру мелодии (ее деление на фразы и мотивы) и т.п.