53.05.05 Музыковедение
53.05.05 Музыковедение
Квалификация: специалист
Программа подготовки: специалитет
ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
(ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ)
Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:
- полифоническое произведение;
- I или II-III части сонаты;
- Произведение малой формы.
Поступающий должен уметь читать с листа произведение средней трудности.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Выявляет специальный музыкальный и культурный уровень поступающего, общественный кругозор, осведомлённость в области смежных видов искусств, эрудицию в области музыкального искусства, знание важнейших трудов музыковедов, работ известных музыкальных критиков, современной периодической печати, знание литературы в зависимости от интересов поступающего по вопросам теории, истории музыки, педагогики. Для поступающего по специальности "Музыковедение" необходимо проявить умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и искусства.
На собеседовании выявляются знания по инструментоведению и полифонии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
(СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА)
СОЛЬФЕДЖИО
Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.
Поступающий должен:
- Написать трёхголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут. Количество проигрываний – 8.
- Спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.
- Спеть без подготовки гармоническую модуляцию в тональность недиатонического родства с участием энгармонизма.
- Определить на слух элементы музыкального языка (гаммы, лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного или малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.
ГАРМОНИЯ
Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.
Предполагается знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объёме теоретического отделения музыкального училища.
Поступающий должен:
- Выполнить письменно предложенную в классе работу по гармонизации мелодии, представляющей собой развернутый период или простую (2-х или 3-частную) форму протяженностью 16‒20 тактов. Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов. Время выполнения ‒ 3 часа.
- Сыграть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков.
- Устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. Темы охватывают весь курс учебника гармонии под редакцией И.В. Способина, И.И. Дубовского, С.В. Евсеева, В.В. Соколова (М., 2012).
- Устный гармонический (ладофункциональный) анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения средней трудности (например: пьесы Грига, Рахманинова, Листа, Брамса, прелюдии Шопена, Скрябина, фрагменты из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Вагнера и др.)
- Устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения средней трудности (например, сонаты и концерты Моцарта, Бетховена, пьесы Шумана, Шопена, Мендельсона, Метнера, Прокофьева и др.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вступительный экзамен включает в себя:
- Письменную работу на одну из предложенных тем. Письменная работа является формой вступительной экзаменационной работы, направленной на выявление знаний по курсу музыкальной литературы, навыков систематизации и обобщения излагаемой информации, логического обоснования и формулирования авторской позиции. В перечень тем могут включены темы по музыкальному краеведению и темы, связанные с юбилейными датами композиторов.
Время выполнения письменной работы – 4 часа.
- Устный ответ по билетам, состоящим из двух вопросов. В первом вопросе поступающий раскрывает характеристику жизни и творчества композитора. Второй вопрос предусматривает анализ-характеристику конкретного произведения.
Список музыкальных произведений по музыкальной литературе:
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА
БАХ И.С.
Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (3-4 по выбору).
Органная токката и фуга ре минор.
Хроматическая фантазия и фуга.
Месса си минор (отдельные части).
«Страсти по Матфею».
ГЕНДЕЛЬ Г.Ф.
Оратория «Самсон».
ГЛЮК К.В.
Опера «Орфей».
ГАЙДН Й.
Симфонии №№: 45 «Прощальная» fis-moll, 103 «С тремоло литавр» Es-dur, 104 D-dur.
Оратория «Времена года».
Сонаты для фортепиано (2-3 на выбор).
МОЦАРТ В.А.
Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Симфонии №№: 40 g-moll, 41 C-dur. Соната для ф-но №11 A-dur, Фантазия и соната для ф-но c-moll.
Реквием
БЕТХОВЕН Л. Симфонии №№: 3 Es-dur, 5 c-moll, 6 F-dur, 9 d-moll.
Сонаты для фортепиано №№ 1 f-moll, 5 c-moll, 8 c-moll, 14 cis-moll, 17 dmoll, 21 C-dur, 23 f-moll.
Увертюра «Эгмонт».
ШУБЕРТ Ф. Симфония h-moll («Неоконченная»).
Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Песни: «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Двойник», «Приют», «Форель».
Фортепианные произведения: по выбору 2-3 сонаты и миниатюры.
ВЕБЕР К.М.
Опера «Вольный стрелок».
МЕНДЕЛЬСОН Ф.
Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Концерт для скрипки с оркестром.
«Песни без слов» (избранные).
РОССИНИ Д.
Опера «Севильский цирюльник».
ШУМАН Р.
Фортепианный цикл «Карнавал».
Вокальный цикл «Любовь поэта».
Концерт для фортепиано с оркестром.
БЕРЛИОЗ Г.
Фантастическая симфония.
ШОПЕН Ф.
Мазурки (3-4 по выбору).
Ноктюрны.
Этюды (2-3 по выбору).
Полонез (любой).
Баллада № 1.
Соната № 2 b-moll.
ВАГНЕР Р.
Опера «Лоэнгрин».
Увертюра к опере «Тангейзер».
Оркестровые отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга»: «Полёт Валькирий», «Траурный марш».
ЛИСТ Ф.
Симфоническая поэма «Прелюды».
Рапсодии (1-2 по выбору).
«Годы странствий» (2-3 пьесы по выбору).
Песни: «Лорелея», «Три цыгана», «Как дух Лауры».
БРАМС И.
Симфония № 4 e-moll.
Интермеццо op. 117.
Песни: 2-3 на выбор.
БИЗЕ Ж. Опера « Кармен».
Музыка к драме А.Доде «Арлезианка».
ВЕРДИ Д.
Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида».
СМЕТАНА Б.
Симфоническая поэма «Влтава».
ДВОРЖАК А.
Симфония «Из Нового света».
Славянские танцы (2-3 на выбор).
ГРИГ Э. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Избранные фортепианные миниатюры и песни (по 2-4 на выбор).
ДЕБЮССИ К. Прелюдии для ф-но (2-3 на выбор).
СИБЕЛИУС Я. Концерт для скрипки с оркестром.
РУССКАЯ МУЗЫКА
АЛЯБЬЕВ А.
Романсы и песни (3-4 на выбор: «Иртыш», «Зимняя дорога»…).
ВАРЛАМОВ А.
Романсы и песни (3-4 на выбор: «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий»…).
ГУРИЛЁВ А.
Романсы и песни (3-4 на выбор: «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука»…).
ГЛИНКА М.
Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Камаринская.
Вальс-фантазия.
Арагонская хота.
Романсы и песни (3-4 на выбор).
ДАРГОМЫЖСКИЙ А.
Опера «Русалка».
Романсы и песни (3-4 на выбор).
БАЛАКИРЕВ М.
Увертюра на темы трёх русских народных песен.
Восточная фантазия для ф-но «Исламей».
Симфоническая поэма «Тамара».
Романсы и песни.
МУСОРГСКИЙ М.
Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
Вокальные произведения (3-4 на выбор).
БОРОДИН А.
Опера « Князь Игорь».
Симфония № 2 h-moll.
Квартет № 2 D-dur.
Избранные романсы по выбору.
ЧАЙКОВСКИЙ П.
Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Балет «Щелкунчик».
Симфонии №№ 1 g-moll, 4 f-moll, 5 e-moll, 6 h-moll.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Романсы (5-6 по выбору).
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н.
Оперы: «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок». Симфоническая сюита «Шехеразада».
Романсы (2-3 на выбор).
ЛЯДОВ А.
Восемь русских народных песен.
Сказочная картинка «Волшебное озеро».
Народное сказание «Кикимора».
ГЛАЗУНОВ А.
Балет «Раймонда».
Симфония № 5 B-dur.
Концерт для скрипки с оркестром.
ТАНЕЕВ С. Симфония c-moll.
Кантата «Иоанн Дамаскин».
Вокальные произведения (3-4 по выбору).
РАХМАНИНОВ С.
Опера «Алеко». Прелюдии op. 23, 32 (5-6 на выбор).
Этюды-картины op. 33, 39 (по выбору).
Концерты для ф-но с оркестром № №2 c-moll, 3 d-moll. Романсы (5-6 по выбору).
СКРЯБИН А.
«Поэма экстаза» или Симфония № 3 «Божественная поэма».
Прелюдии op. 11 (по выбору).
Этюды op. 8 (по выбору).
Соната № 4 fis-moll, op. 30.
СТРАВИНСКИЙ И.
Балет «Петрушка».
МЯСКОВСКИЙ Н.
Симфонии №№ 21 fis-moll, 27 c-moll.
ПРОКОФЬЕВ С.
Опера «Война и мир».
Балет «Ромео и Джульетта».
Кантата «Александр Невский».
Симфонии №№ 1 D-dur, 7 cis-moll.
ШОСТАКОВИЧ Д.
Симфонии №№ 7 C-dur, 11 g-moll.
Фортепианный квинтет.
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».
ХАЧАТУРЯН А.
Балет «Спартак».
Концерт для скрипки с оркестром.
СВИРИДОВ Г.
Поэма памяти Сергея Есенина.