53.05.05 Музыковедение

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.05.05 МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО» 

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • I или II-III части сонаты;
  • произведение малой формы.

Поступающий должен уметь читать с листа произведение средней трудности.

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

На собеседовании абитуриент отвечает на вопросы членов комиссии. Вопросы выявляют специальный музыкальный и культурный уровень поступающего, общественный кругозор, его осведомленность в области смежных видов искусств (живописи, архитектуры, художественной литературы, кинематографии и т.п.), эрудицию в области музыкального искусства (знание трудов отечественных и зарубежных музыковедов, работ известных музыкальных критиков, современной периодической печати, знание литературы в зависимости от интересов поступающего по вопросам теории, истории музыки, педагогики). Для поступающего необходимо проявить умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и искусства.

Кроме общих вопросов на собеседовании также выявляются знания по инструментоведению и полифонии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Профессиональное испытание проводится в несколько дней с выставлением одной оценки.

СОЛЬФЕДЖИО

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать трехголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Мюллер Т. Трехголосные диктанты №№ 14, 102, 103, 111;

  • спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие – Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. Часть 1. М., Музыка, 1986. № 12 (Шапорин Ю. «Заклинание»), № 18 (Римский-Корсаков Н. «Медлительно влекутся дни мои»);

Двухголосие – Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы (от двух до восьми голосов). М.: Музыка, 1972. № 50 (Регер М. Канон в обращении);

  • спеть гармоническую модуляцию в четырехголосном изложении в тональность недиатонического родства с использованием энгармонизма;
  • определить на слух элементы музыкального языка (лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного, малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.

ГАРМОНИЯ

Проводится в два дня с выставлением одной оценки: в первый день экзамен проводится в письменной форме, во второй – в устной форме.

От абитуриента требуется знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объеме теоретического отделения музыкального училища.

Поступающий должен:

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью 16‒20 тактов, которая представляет собой развернутый период или простую форму (2- или 3-частную). Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов, средств мажоро-минора.

Время выполнения ‒ 3 часа.

Примерный уровень сложности: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984. Раздел: Дополнение. Задача 859 № 1 (с. 471-472); Мясоедов А. Задачи по гармонии. М. Музыка, 2004. Задача № 251;

  • сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков;
  • устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. 

Примерный список вопросов:

-    Энгармоническая модуляция (определение энгармонизма и его виды, общая характеристика модуляций);

-    Энгармонизм малого мажорного септаккорда (D7) в модуляции;

-    Энгармонизм ум.7 в модуляции;

-    Энгармонизм ув. 53 в модуляции;

-    Эллипсис;

-    Одноименные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Параллельные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Ладовая альтерация (определение, функционально-динамические и фонические свойства);

-    Альтерация аккордов субдоминантовой группы;

-    Альтерация аккордов доминантовой группы;

-    Неаполитанская гармония;

-    Виды каденционных оборотов;

-    Теория степеней родства тональностей;

-    Секвенция (определение, виды секвенций);

-    Функциональная модуляция (суть явления);

-    Отклонения;

-    Мелодическая фигурация. Задержание и предъем;

-    Мелодическая фигурация. Вспомогательные и проходящие звуки;

-    Органный пункт;

-    Фригийский оборот (определение, способы организации);

-    Функциональная система гармонии мажора и минора;

-    Переменность функций аккордов (суть явления) и натурально-ладовые обороты;

-    Виды модуляций (краткая характеристика);

-    Формообразующая роль гармонии (на примере периода). 

Литература для подготовки:

-    Берков В. Гармония. М., 1970;

-    Бершадская Т. Лекции по гармонии. 3-е изд. СПб., 2003;

-    Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М., 1981;

-    Мясоедов А. Учебник гармонии.3-е изд. М, 2010;

-    Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984;

-    Мюллер Т. Гармония. М., 1976;

-    Холопов Ю. Гармония: теоретический курс: учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 2003;

-    Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. 

Требования к ответу:

-    наличие определений;

-    четкость и ясность в изложении материала;

-    полнота раскрытия темы;

-    показ инструктивных примеров;

-    показ примеров из музыкальной практики, называемых устно, а также исполняемых на фортепиано наизусть; 

  • устный гармонический анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Прелюдия E-dur (ор. 28 № 9); Римский-Корсаков Н. «Царская невеста», Ария Любаши из II действия («Господь тебя осудит…»); Шуберт Ф. Соната H-dur, I часть, экспозиция.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение всех аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п.;

-    акцентирование стилевой специфики;

-    в вокальном сочинении – выявление связи гармонии и текста; 

  • устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Ноктюрн ор. 55 № 1; Чайковский П. Романс «Мы сидели с тобой»; Бетховен Л. Соната № 5 (ор. 10 № 1), II часть.

Требования к ответу:

-    определить форму сочинения;

-    указать ее разделы;

-    отметить их особенности (структуру, тональность и т.д.). 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проводится в два дня с выставлением одной оценки.

Экзамен включает в себя:

1. Письменную работу на одну из предложенных тем. Письменная работа является формой вступительной экзаменационной работы, направленной на выявление знаний по курсу музыкальной литературы, навыков систематизации и обобщения излагаемой информации, логического обоснования и формулирования авторской позиции. В перечень тем могут включены темы по музыкальному краеведению и темы, связанные с юбилейными датами композиторов.

Время выполнения – 4 часа. 

2. Устный ответ по билетам, состоящим из двух вопросов. В первом вопросе поступающий раскрывает характеристику жизни и творчества композитора. Второй вопрос предусматривает анализ-характеристику конкретного произведения. 

Список музыкальных произведений по испытанию «Музыкальная литература»: 

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА 

БАХ И.С.

Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (3-4 по выбору)

Органная токката и фуга ре минор

Хроматическая фантазия и фуга

Месса си минор (отдельные части)

«Страсти по Матфею»

ГЕНДЕЛЬ Г.Ф.

Оратория «Самсон»

ГЛЮК К.В.

Опера «Орфей»

ГАЙДН Й.

Симфонии №№ 45 «Прощальная» fis-moll, 103 «С тремоло литавр» Es-dur, 104 D-dur

Оратория «Времена года»

Сонаты для фортепиано (2-3 на выбор)

МОЦАРТ В.А.

Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан»

Симфонии №№ 40 g-moll, 41 C-dur

Соната для фортепиано № 11 A-dur, Фантазия и соната для фортепиано c-moll

Реквием

БЕТХОВЕН Л.

Симфонии №№ 3 Es-dur, 5 c-moll, 6 F-dur, 9 d-moll

Сонаты для фортепиано №№ 1 f-moll, 5 c-moll, 8 c-moll, 14 cis-moll, 17 dmoll, 21 C-dur,

23 f-moll

Увертюра «Эгмонт»

ШУБЕРТ Ф.

Симфония h-moll («Неоконченная»)

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»

Песни: «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Двойник», «Приют», «Форель»

Фортепианные произведения: по выбору 2-3 сонаты и миниатюры

ВЕБЕР К.М.

Опера «Вольный стрелок»

МЕНДЕЛЬСОН Ф.

Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Концерт для скрипки с оркестром

«Песни без слов» (избранные)

РОССИНИ Д.

Опера «Севильский цирюльник»

ШУМАН Р.

Фортепианный цикл «Карнавал»

Вокальный цикл «Любовь поэта»

Концерт для фортепиано с оркестром

БЕРЛИОЗ Г.

Фантастическая симфония

ШОПЕН Ф.

Мазурки (3-4 по выбору)

Ноктюрны

Этюды (2-3 по выбору)

Полонез (любой)

Баллада № 1

Соната № 2 b-moll

ВАГНЕР Р.

Опера «Лоэнгрин»

Увертюра к опере «Тангейзер»

Оркестровые отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга»: «Полет Валькирий», «Траурный марш»

ЛИСТ Ф.

Симфоническая поэма «Прелюды»

Рапсодии (1-2 по выбору)

«Годы странствий» (2-3 пьесы по выбору)

Песни: «Лорелея», «Три цыгана», «Как дух Лауры»

БРАМС И.

Симфония № 4 e-moll

Интермеццо op. 117

Песни: 2-3 на выбор

БИЗЕ Ж.

Опера «Кармен»

Музыка к драме А.Доде «Арлезианка»

ВЕРДИ Д.

Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида»

СМЕТАНА Б.

Симфоническая поэма «Влтава»

ДВОРЖАК А.

Симфония «Из Нового света»

Славянские танцы (2-3 на выбор)

ГРИГ Э.

Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Избранные фортепианные миниатюры и песни (по 2-4 на выбор)

ДЕБЮССИ К.

Прелюдии для фортепиано (2-3 на выбор)

СИБЕЛИУС Я.

Концерт для скрипки с оркестром 

РУССКАЯ МУЗЫКА

АЛЯБЬЕВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Иртыш», «Зимняя дорога»…)

ВАРЛАМОВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий»..)

ГУРИЛЕВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука»…)

ГЛИНКА М.

Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»

Камаринская

Вальс-фантазия

Арагонская хота

Романсы и песни (3-4 на выбор)

ДАРГОМЫЖСКИЙ А.

Опера «Русалка»

Романсы и песни (3-4 на выбор)

БАЛАКИРЕВ М.

Увертюра на темы трех русских народных песен

Восточная фантазия для фортепиано «Исламей»

Симфоническая поэма «Тамара»

Романсы и песни

МУСОРГСКИЙ М.

Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»

Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»

Вокальные произведения (3-4 на выбор)

БОРОДИН А.

Опера «Князь Игорь»

Симфония № 2 h-moll

Квартет № 2 D-dur

Избранные романсы по выбору

ЧАЙКОВСКИЙ П.

Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»

Балет «Щелкунчик»

Симфонии №№ 1 g-moll, 4 f-moll, 5 e-moll, 6 h-moll

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Романсы (5-6 по выбору)

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н.

Оперы: «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок», Симфоническая сюита «Шехеразада»

Романсы (2-3 на выбор)

ЛЯДОВ А.

Восемь русских народных песен

Сказочная картинка «Волшебное озеро»

Народное сказание «Кикимора»

ГЛАЗУНОВ А.

Балет «Раймонда»

Симфония № 5 B-dur

Концерт для скрипки с оркестром

ТАНЕЕВ С.

Симфония c-moll

Кантата «Иоанн Дамаскин»

Вокальные произведения (3-4 по выбору)

РАХМАНИНОВ С.

Опера «Алеко». Прелюдии op. 23, 32 (5-6 на выбор)

Этюды-картины op. 33, 39 (по выбору)

Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 c-moll, 3 d-moll

Романсы (5-6 по выбору)

СКРЯБИН А.

«Поэма экстаза» или Симфония № 3 «Божественная поэма»

Прелюдии op. 11 (по выбору)

Этюды op. 8 (по выбору)

Соната № 4 fis-moll, op. 30

СТРАВИНСКИЙ И.

Балет «Петрушка»

МЯСКОВСКИЙ Н.

Симфонии №№ 21 fis-moll, 27 c-moll

ПРОКОФЬЕВ С.

Опера «Война и мир»

Балет «Ромео и Джульетта»

Кантата «Александр Невский»

Симфонии №№ 1 D-dur, 7 cis-moll

ШОСТАКОВИЧ Д.

Симфонии №№ 7 C-dur, 11 g-moll

Фортепианный квинтет

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»

ХАЧАТУРЯН А.

Балет «Спартак»

Концерт для скрипки с оркестром

СВИРИДОВ Г.

Поэма памяти Сергея Есенина 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут). 

Пример текста изложения 

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения  

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»