53.05.05 Музыковедение

53.05.05 Музыковедение

Квалификация: специалист

Программа подготовки: специалитет

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ)

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:

  1. полифоническое произведение;
  2. I или II-III части сонаты;
  3. Произведение малой формы.

Поступающий должен уметь читать с листа произведение средней трудности. 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Выявляет специальный музыкальный и культурный уровень поступающего, общественный кругозор, осведомлённость в области смежных видов искусств, эрудицию в области музыкального искусства, знание важнейших трудов музыковедов, работ известных музыкальных критиков, современной периодической печати, знание литературы в зависимости от интересов поступающего по вопросам теории, истории музыки, педагогики. Для поступающего по специальности "Музыковедение" необходимо проявить умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и искусства.

На собеседовании выявляются знания по инструментоведению и полифонии.  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА)

СОЛЬФЕДЖИО

Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.

Поступающий должен:

  1. Написать трёхголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут. Количество проигрываний – 8.
  2. Спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.
  3. Спеть без подготовки гармоническую модуляцию в тональность недиатонического родства с участием энгармонизма.
  4. Определить на слух элементы музыкального языка (гаммы, лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного или малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.  

ГАРМОНИЯ

Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.

Предполагается знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объёме теоретического отделения музыкального училища.

Поступающий должен:

  1. Выполнить письменно предложенную в классе работу по гармонизации мелодии, представляющей собой развернутый период или простую (2-х или 3-частную) форму протяженностью 16‒20 тактов. Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов. Время выполнения ‒ 3 часа.
  2. Сыграть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков.
  3. Устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. Темы охватывают весь курс учебника гармонии под редакцией И.В. Способина, И.И. Дубовского, С.В. Евсеева, В.В. Соколова (М., 2012).
  4. Устный гармонический (ладофункциональный) анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения средней трудности (например: пьесы Грига, Рахманинова, Листа, Брамса, прелюдии Шопена, Скрябина, фрагменты из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Вагнера и др.)
  5. Устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения средней трудности (например, сонаты и концерты Моцарта, Бетховена, пьесы Шумана, Шопена, Мендельсона, Метнера, Прокофьева и др.).  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вступительный экзамен включает в себя:

  1. Письменную работу на одну из предложенных тем. Письменная работа является формой вступительной экзаменационной работы, направленной на выявление знаний по курсу музыкальной литературы, навыков систематизации и обобщения излагаемой информации, логического обоснования и формулирования авторской позиции. В перечень тем могут включены темы по музыкальному краеведению и темы, связанные с юбилейными датами композиторов.

Время выполнения письменной работы – 4 часа.

  1. Устный ответ по билетам, состоящим из двух вопросов. В первом вопросе поступающий раскрывает характеристику жизни и творчества композитора. Второй вопрос предусматривает анализ-характеристику конкретного произведения.

Список музыкальных произведений по музыкальной литературе:

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

БАХ И.С.

Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (3-4 по выбору).

Органная токката и фуга ре минор.

Хроматическая фантазия и фуга.

Месса си минор (отдельные части).

«Страсти по Матфею».

 

ГЕНДЕЛЬ Г.Ф.

Оратория «Самсон».

 

ГЛЮК К.В.

Опера «Орфей».

ГАЙДН Й.

Симфонии №№: 45 «Прощальная» fis-moll, 103 «С тремоло литавр» Es-dur, 104 D-dur.

Оратория «Времена года».

Сонаты для фортепиано (2-3 на выбор).

 

МОЦАРТ В.А.

Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Симфонии №№: 40 g-moll, 41 C-dur. Соната для ф-но №11 A-dur, Фантазия и соната для ф-но c-moll.

Реквием

 

БЕТХОВЕН Л. Симфонии №№: 3 Es-dur, 5 c-moll, 6 F-dur, 9 d-moll.

Сонаты для фортепиано №№ 1 f-moll, 5 c-moll, 8 c-moll, 14 cis-moll,  17 dmoll, 21 C-dur, 23 f-moll.

Увертюра «Эгмонт».

 

ШУБЕРТ Ф. Симфония h-moll («Неоконченная»).

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

Песни: «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Двойник», «Приют», «Форель».

Фортепианные произведения: по выбору 2-3 сонаты и миниатюры.

 

ВЕБЕР К.М.

Опера «Вольный стрелок».

 

МЕНДЕЛЬСОН Ф.

Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Концерт для скрипки с оркестром.

«Песни без слов» (избранные).

 

РОССИНИ Д.

Опера «Севильский цирюльник».

 

ШУМАН Р.

Фортепианный цикл «Карнавал».

Вокальный цикл «Любовь поэта».

Концерт для фортепиано с оркестром.

 

БЕРЛИОЗ Г.

Фантастическая симфония.

 

ШОПЕН Ф.

Мазурки (3-4 по выбору).

Ноктюрны.

Этюды (2-3 по выбору).

Полонез (любой).

Баллада № 1.

Соната № 2 b-moll.

 

ВАГНЕР Р.

Опера «Лоэнгрин».

Увертюра к опере «Тангейзер».

Оркестровые отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга»: «Полёт Валькирий», «Траурный марш».

 

ЛИСТ Ф.

Симфоническая поэма «Прелюды».

Рапсодии (1-2 по выбору).

«Годы странствий» (2-3 пьесы по выбору).

Песни: «Лорелея», «Три цыгана», «Как дух Лауры».

 

БРАМС И.

Симфония № 4 e-moll.

Интермеццо op. 117.

Песни: 2-3 на выбор.

 

БИЗЕ Ж. Опера « Кармен».

Музыка к драме А.Доде «Арлезианка».

 

ВЕРДИ Д.

Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида».

 

СМЕТАНА Б.

Симфоническая поэма «Влтава».

 

ДВОРЖАК А.

Симфония «Из Нового света».

Славянские танцы (2-3 на выбор).

 

ГРИГ Э. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Избранные фортепианные миниатюры и песни (по 2-4 на выбор).

 

ДЕБЮССИ К. Прелюдии для ф-но (2-3 на выбор).

СИБЕЛИУС Я. Концерт для скрипки с оркестром.

РУССКАЯ МУЗЫКА

АЛЯБЬЕВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Иртыш», «Зимняя дорога»…).

 

ВАРЛАМОВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий»…).

 

ГУРИЛЁВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука»…).

 

ГЛИНКА М.

Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Камаринская.

Вальс-фантазия.

Арагонская хота.

Романсы и песни (3-4 на выбор).

 

ДАРГОМЫЖСКИЙ А.

Опера «Русалка».

Романсы и песни (3-4 на выбор).

 

БАЛАКИРЕВ М.

Увертюра на темы трёх русских народных песен.

Восточная фантазия для ф-но «Исламей».

Симфоническая поэма «Тамара».

Романсы и песни.

 

МУСОРГСКИЙ М.

Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». 

Фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

Вокальные произведения (3-4 на выбор).

 

БОРОДИН А.

Опера « Князь Игорь».

Симфония № 2 h-moll.

Квартет № 2 D-dur.

Избранные романсы по выбору.

 

ЧАЙКОВСКИЙ П.

Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Балет «Щелкунчик».

Симфонии №№ 1 g-moll, 4 f-moll, 5 e-moll, 6 h-moll.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Романсы (5-6 по выбору).

 

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н.

Оперы: «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок».  Симфоническая сюита «Шехеразада».

Романсы (2-3 на выбор).

 

ЛЯДОВ А.

Восемь русских народных песен.

Сказочная картинка «Волшебное озеро».

Народное сказание «Кикимора».

 

ГЛАЗУНОВ А.

Балет «Раймонда».

Симфония № 5 B-dur.

Концерт для скрипки с оркестром.

 

ТАНЕЕВ С. Симфония c-moll.

Кантата «Иоанн Дамаскин».

Вокальные произведения (3-4 по выбору).

 

РАХМАНИНОВ С.

Опера «Алеко». Прелюдии op. 23, 32 (5-6 на выбор).

Этюды-картины op. 33, 39 (по выбору).

Концерты для ф-но с оркестром № №2 c-moll, 3 d-moll. Романсы (5-6 по выбору).

 

СКРЯБИН А.

«Поэма экстаза» или Симфония № 3 «Божественная поэма».

Прелюдии op. 11 (по выбору).

Этюды op. 8 (по выбору).

Соната № 4 fis-moll, op. 30.

 

СТРАВИНСКИЙ И.

Балет «Петрушка».

 

МЯСКОВСКИЙ Н.

Симфонии №№ 21 fis-moll, 27 c-moll. 

 

ПРОКОФЬЕВ С.

Опера «Война и мир».

Балет «Ромео и Джульетта». 

Кантата «Александр Невский».

Симфонии №№ 1 D-dur, 7 cis-moll. 

 

ШОСТАКОВИЧ Д.

Симфонии №№ 7 C-dur, 11 g-moll.

Фортепианный квинтет.

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».

 

ХАЧАТУРЯН А.

Балет «Спартак».

Концерт для скрипки с оркестром.

 

СВИРИДОВ Г.

Поэма памяти Сергея Есенина.