Композиция

53.05.06 "Композиция" (специалитет)

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

(КОМПОЗИЦИЯ)

Показ собственных сочинений.

Поступающий должен: представить свои сочинения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных творческих данных и навыков формирования образно-тематического материала. На экзамен представляются как инструментальные, так и вокальные хоровые и сольные произведения (в том числе обработки народных песен).

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Включает в себя знание инструментоведения, основ полифонии, музыкальной литературы в объёме общего курса музыкального училища, а также выявляет эрудицию поступающего в области музыкального искусства, знание наиболее известных произведений русской и зарубежной классики, основных тенденций в современном зарубежном и отечественном музыкальном искусстве.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

(СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ)

СОЛЬФЕДЖИО

Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.

Поступающий должен:

  1. Написать трёхголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут. Количество проигрываний – 8.
  2. Спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.
  3. Спеть без подготовки гармоническую модуляцию в тональность недиатонического родства с участием энгармонизма.
  4. Определить на слух элементы музыкального языка (гаммы, лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного или малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.  

ГАРМОНИЯ

Экзамен проходит в два дня с выставлением одной оценки.

Предполагается знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объёме теоретического отделения музыкального училища.

Поступающий должен:

  1. Выполнить письменно предложенную в классе работу по гармонизации мелодии, представляющей собой развернутый период или простую (2-х или 3-частную) форму протяженностью 16‒20 тактов. Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов. Время выполнения ‒ 3 часа.
  2. Сыграть на фортепиано в четырёхголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков.
  3. Устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. Темы охватывают весь курс учебника гармонии под редакцией И.В. Способина, И.И. Дубовского, С.В. Евсеева, В.В. Соколова (М., 2012).
  4. Устный гармонический (ладофункциональный) анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения средней трудности (например: пьесы Грига, Рахманинова, Листа, Брамса, прелюдии Шопена, Скрябина, фрагменты из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Вагнера и др.)
  5. Устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения средней трудности (например, сонаты и концерты Моцарта, Бетховена, пьесы Шумана, Шопена, Мендельсона, Метнера, Прокофьева и др.). 

Фортепиано в рамках профессионального испытания.

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из фортепианных произведений различных форм и стилей:

  • полифония;
  • произведение крупной формы;
  • пьеса.

Поступающий должен уметь читать с листа произведения средней трудности.