53.05.06 Композиция

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.05.06 КОМПОЗИЦИЯ

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

«КОМПОЗИЦИЯ» 

Показ собственных сочинений.

Поступающий должен: представить свои сочинения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных творческих данных и навыков формирования образно-тематического материала. На экзамен представляются как инструментальные, так и вокальные хоровые и сольные произведения (в том числе обработки народных песен). 

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

На собеседовании абитуриент отвечает на вопросы членов комиссии. Вопросы выявляют знание инструментоведения, основ полифонии, музыкальной литературы в объеме общего курса музыкального колледжа. Поступающий должен продемонстрировать эрудицию в области современного музыкального искусства, знать имена основных отечественных и зарубежных композиторов ХХ и ХХI вв., их основные сочинения, разбираться в различных техниках композиции и их специфике. Вопросы также направлены на выявление общекультурного уровня абитуриента. Поступающий должен проявить осведомленность в области смежных видов искусств (живописи, архитектуры, художественной литературы, кинематографии и т.п.), умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и искусства.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ,

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО»

Профессиональное испытание проводится в несколько дней с выставлением одной оценки.

СОЛЬФЕДЖИО

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать трехголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Мюллер Т. Трехголосные диктанты №№ 14, 102, 103, 111;

  • спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие – Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. Часть 1. М., Музыка, 1986. № 12 (Шапорин Ю. «Заклинание»), №18 (Римский-Корсаков Н. «Медлительно влекутся дни мои»);

Двухголосие – Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы (от двух до восьми голосов). М.: Музыка, 1972. № 50 (Регер М. Канон в обращении);

  • спеть гармоническую модуляцию в четырехголосном изложении в тональность недиатонического родства с использованием энгармонизма;
  • определить на слух элементы музыкального языка (лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного, малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.

ГАРМОНИЯ

Проводится в два дня с выставлением одной оценки: в первый день экзамен проводится в письменной форме, во второй – в устной форме.

От абитуриента требуется знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объеме теоретического отделения музыкального училища.

Поступающий должен:

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью 16‒20 тактов, которая представляет собой развернутый период или простую форму (2- или 3-частную). Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов, средств мажоро-минора.

Время выполнения ‒ 3 часа.

Примерный уровень сложности: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984. Раздел: Дополнение. Задача 859 № 1 (с. 471-472); Мясоедов А. Задачи по гармонии. М. Музыка, 2004. Задача № 251;

  • сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков;
  • устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. 

Примерный список вопросов:

-    Энгармоническая модуляция (определение энгармонизма и его виды, общая характеристика модуляций);

-    Энгармонизм малого мажорного септаккорда (D7) в модуляции;

-    Энгармонизм ум.7 в модуляции;

-    Энгармонизм ув. 53 в модуляции;

-    Эллипсис;

-    Одноименные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Параллельные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Ладовая альтерация (определение, функционально-динамические и фонические свойства);

-    Альтерация аккордов субдоминантовой группы;

-    Альтерация аккордов доминантовой группы;

-    Неаполитанская гармония;

-    Виды каденционных оборотов;

-    Теория степеней родства тональностей;

-    Секвенция (определение, виды секвенций);

-    Функциональная модуляция (суть явления);

-    Отклонения;

-    Мелодическая фигурация. Задержание и предъем;

-    Мелодическая фигурация. Вспомогательные и проходящие звуки;

-    Органный пункт;

-    Фригийский оборот (определение, способы организации);

-    Функциональная система гармонии мажора и минора;

-    Переменность функций аккордов (суть явления) и натурально-ладовые обороты;

-    Виды модуляций (краткая характеристика);

-    Формообразующая роль гармонии (на примере периода). 

Литература для подготовки:

-    Берков В. Гармония. М., 1970;

-    Бершадская Т. Лекции по гармонии. 3-е изд. СПб., 2003;

-    Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М., 1981;

-    Мясоедов А. Учебник гармонии.3-е изд. М, 2010;

-    Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984;

-    Мюллер Т. Гармония. М., 1976;

-    Холопов Ю. Гармония: теоретический курс: учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 2003;

-    Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. 

Требования к ответу:

-    наличие определений;

-    четкость и ясность в изложении материала;

-    полнота раскрытия темы;

-    показ инструктивных примеров;

-    показ примеров из музыкальной практики, называемых устно, а также исполняемых на фортепиано наизусть; 

  • устный гармонический анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Прелюдия E-dur (ор. 28 № 9); Римский-Корсаков Н. «Царская невеста», Ария Любаши из II действия («Господь тебя осудит…»); Шуберт Ф. Соната H-dur, I часть, экспозиция.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение всех аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п.;

-    акцентирование стилевой специфики;

-    в вокальном сочинении – выявление связи гармонии и текста; 

  • устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Ноктюрн ор. 55 № 1; Чайковский П. Романс «Мы сидели с тобой»; Бетховен Л. Соната № 5 (ор. 10 № 1), II часть.

Требования к ответу:

-    определить форму сочинения;

-    указать ее разделы;

-    отметить их особенности (структуру, тональность и т.д.). 

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • I или II-III части сонаты;
  • произведение малой формы.

Поступающий должен уметь читать с листа произведение средней трудности. 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ) 

Целью вступительного испытания «Русский язык» является проверка знания поступающим орфографических, грамматических и пунктуационных правил русского языка в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Работа оценивается по критериям грамотности и фактической точности речи поступающего.

Испытание проводится в форме подробного изложения. Объем текста – 250-270 слов.

Время выполнения – 3 часа (180 минут).  

Пример текста изложения

Порядок проведения

Текст изложения звучит два раза с интервалом в пять минут.

Перед чтением на доске записываются текста собственные имена, даты, географические названия. Во время чтения разрешается делать записи на черновике (подробная запись, план, в форме вопросов).

Далее необходимо расшифровать записи, проверить соблюдение абзацев, наличие всех основных микротем.

Во время второго прочтения записать речевые обороты, уточнения, сравнения, средства выразительности.

Переписать изложение на чистовик, не сокращая слов, проверить написанное.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

ЛИТЕРАТУРА

(ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ)

Целью вступительного испытания «Литература» является проверка знаний поступающего в области русской литературы разных периодов, оценка общекультурной компетенции абитуриента, оценка способности анализировать текст художественного произведения.

Испытание проводится в жанре сочинения на пять предложенных литературных тем по заранее объявленному списку произведений.

Рекомендуемое количество слов – не менее 350.

Время выполнения – 3 часа 55 минут. 

Примеры литературных тем для сочинения 

Порядок проведения

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа может быть не зачтена.

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-    соответствие сочинения теме;

-    привлечение текста для аргументации;

-    композиционная целостность и логичность;

-    качество речи;

-    соблюдение речевых норм.

Важно при раскрытии темы сочинения доказать позицию, сформулировать аргументы, рекомендуется подкреплять свои выводы примерами из литературного материала.

Перед проведением вступительного испытания предусмотрена консультация. 

Список произведений по вступительному испытанию «Литература»:

Блок А. Стихи о прекрасной даме

Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

Быков В. «Сотников»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Шинель»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Есенин С. Стихотворения о Родине и природе

Лермонтов М. «Бородино», пейзажная лирика, «Герой нашего времени»

Пушкин А. Любовная лирика. Поэма «Евгений Онегин»

Солженицын А. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Твардовский А. Поэма «Василий Теркин». Исповедальная лирика

Толстой Л. «Война и мир» (изучить материал по темам: «Образ Платона Каратаева», «Женские образы», «Аустерлицкий перелом в жизни Андрея Болконского»)

Тургенев И. «Отцы и дети»

Тютчев Ф. Пейзажная и любовная лирика

Фет А. Пейзажная и любовная лирика

Фонвизин Д. «Недоросль»

Цветаева М. Любовная лирика

Чехов А. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

Шолохов М. «Судьба человека»