Александр Сергеевич Белобородов (19.07.1948 - 16.12.2016)

Александр Сергеевич Белобородов, председатель Союза композиторов Карелии (19.07.1948 - 16.12.2016) – композитор, заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005), почетный деятель Союза композиторов России (2000), Лауреат Республиканской премии Сампо (1999), лауреат Премии Д. Д. Шостаковича (2010). Является членом Союза композиторов России (с 1978), председателем Союза композиторов Карелии (с 1989), входит в секретариат Союза композиторов России (с 2000). А. С. Белобородов – профессор Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А. К. Глазунова (работает с 1973 года).

Творческая деятельность А. Белобородова широко известна как в России, так и за рубежом. Он пишет музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место занимают сочинения, связанные с симфоническим оркестром (4 симфонии, 4 концерта, балет «Скала двух лебедей», за музыку к которому композитор удостоен звания лауреата премии им. Д. Д. Шостаковича). В арсенале композитора кантатно-ораториальные произведения (за создание оратории «Душа и природа» на стихи русских поэтов ему была присуждена республиканская премия «Сампо»), камерно-инструментальная музыка, камерные ансамбли для различных составов, вокальная и хоровая музыка, сочинения для детей. Всего им создано более 50 циклов (симфонических, хоровых и камерных), не считая отдельных сочинений для разных инструментов (фортепиано, баяна, кантеле, органа), а также песен, романсов и обработок народных песен. А. С. Белобородов – автор государственного гимна Республики Карелия. Наиболее значительными произведениями последнего десятилетия являются Концерт для фортепиано с оркестром, Симфония картин «Рождение Петрозаводска», посвященная 300-летию города, Духовный роспев «Богородице, дево радуйся», балет «Скала двух лебедей», Школа игры на хроматическом кантеле (40 пьес), Фантазия «Allusions» для органа и струнного оркестра с литаврами. Все произведения А. Белобородова были неоднократно исполнены.

Из наиболее ярких событий последних 20-ти лет можно отметить следующие. В 1992 году Вторая симфония А. Белобородова «Куллерво» прозвучала с огромным успехом на впервые организованном в России Международном конгрессе «“Калевала” и современность» наряду с классиками финской музыки Я. Сибелиусом и У. Клами. Третья симфония «Россия первой половины ХХ века» исполнялась на концерте «Рукопожатие через океан» совместно с американскими композиторами. В 2006 году на IX симпозиуме финно-угорских писателей, впервые прошедшем в России в г. Петрозаводске, состоялся авторский концерт симфонической и хоровой музыки А. Белобородова. Прозвучали Гимн Республики Карелия, оратория «Песнь о ливах», симфоническая картина «Кижи», сюита из балета «Скала двух лебедей».

В 2008 г. с огромным успехом балет А. Белобородова «Скала двух лебедей» (по одноименной поэме Т. Сумманена) был исполнен  на Международном фестивале оперной и балетной музыки в г. Савонлинна (Финляндия). В дальнейшем он неоднократно звучал на сцене Музыкального театра Республики Карелия и был представлен в других городах Северо-запада России.

Музыка Белобородова является постоянным атрибутом концертной программы Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии и иных творческих коллективов Петрозаводска. Для государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» композитор написал вокально-хореографические картины по мотивам «Калевалы», посвященные 150-летию эпоса «Калевала». С этим произведением ансамбль объездил практически всю Скандинавию и Россию.

В Череповце на Международном конкурсе «Кубок Севера» сочинение А. Белобородова «Рондо» для аккордеона было включено в обязательную программу и исполнялось российскими и зарубежными музыкантами. В творческом сотрудничестве композитора с педагогами Детских музыкальных школ Карелии (среди них, музыкальная школа № 1 г. Петрозаводска, г. Олонца), Архангельского музыкального колледжа появился «Детский альбом» для фортепиано (для младшего и среднего возраста). Теперь детская музыка композитора исполняется в Германии и Финляндии. 

Музыка композитора многократно звучит и в других городах России. Отметим некоторые из концертов. Так, во время проведения Дней культуры Карелии в Москве (1999) состоялся творческий показ сочинений композитора на секретариате СК России. В Дни культуры Карелии в Санкт-Петербурге (2002) в зале Белосельско-Белозерского дворца прозвучала сюита из балета «Скала двух лебедей» в исполнении Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии. К 40-летию СК России (Москва, 2000) в Доме композиторов лауреатом Международных конкурсов Н. Гвамичавой и Ярославским Губернаторским симфоническим оркестром исполнялся Концерт для арфы с оркестром. На международном детском фестивале в Санкт-Петербурге (2002) вниманию слушателей были представлены «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» для фортепиано в 4 руки. Множество творческих встреч и авторских концертов прошли в разных городах России: Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Череповце, Смоленске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Риге, Огре, Пензе, Кронштадте, Петрозаводске, Медвежьегорске, Олонце, Костомукше, Пряже и др. 

В разное время музыкой Белобородова дирижировали Л. Холостяков,  М. Измайлов, Э. Чивжель, И. Логутов, П. Хаапасало, О. Солдатов, В. Богданов, У-Ген-Ир, Е. Гурьев, М. Аннамамедов,  В. Стачинский, С. Иньков, М. Стравинский, С. Царегородцев,  В. Куликов, С. Лютер, Э. Зондерегер и другие. Неоднократно музыка композитора звучала на радио и телевидении (России и Финляндии). Многие сочинения записаны в государственный фонд карельского и всесоюзного радио. Музыку А. Белобородова исполняли В. Абрамов, Р. Пакканен, Ю. Загороднюк, Г. Гальпер, Т. Буданова, В. Поляков, И. Белобородова, Л. Ибрагимова, Ю. Тишкина, И. Смекалова, А. Третьякова, А. Баранцев, М. Баш, Ю. Кудрявцев, Л. Миронюк, А. Новиков, Г. Антонов, В. Калаберда, Л. Пищик, В. Фартушный, Л. Буданов, С. Штатнов, Э. Зондерегер, И. Сажин, Г. Куринец, А. Ибрагимов, Е. Ардуванова, Е. Козинская, Р. Воробьев, Н. Кузнецов, В. Портной, И. Петряков, Л. Янишен, С. Пошехов, Е. Пошехова, Р. Островский, Е. Магницкая, С. Пюльзю, В. Кокко, А. Ралдугина, А. Скородумов, В. Скородумова, А. Тугай, С. Скрипкина, Н. Гвамичава, Б. Смирнов, А. Пакуев, М. Ушинин, О. Канина, О. Малишава, Н. Дробышевская,  С. Блинкова, И. Ефремова, А. Туттарева, Д. Дробышевская, Г. Смирнова, Н. Кокорина, Ю. Иконникова, Л. Фридбург, М. Ищенко, Е. Минаева, Н. Макарова, Т. Капустина, Е, Поликина, А. Телицына и многие другие.

Педагогическая деятельность Белобородова обширна. Он преподает композицию и ряд теоретических предметов, таких как инструментовка, чтение партитур, гармония, сольфеджио. Курс композиции А. С. Белобородов ведет на разных уровнях специального образования, начиная от юных композиторов и заканчивая аспирантами. Многие из его студентов стали профессиональными композиторами. За последние годы А. Смирнова, В. Сергеенко, О. Седова, А. Сало, В. Шесталов были приняты в Союз композиторов России, а А. Сало – в Союз композиторов Финляндии. Ученики А. С. Белобородова являются лауреатами различных конкурсов: В. Сергеенко – лауреат Всероссийского конкурса им. Есенина в Москве (2000), лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», Лауреат конкурса новой музыки Карелии «KOMPOZITION XXI» за сочинение и постановку национальной Медиа-оперы «Kulduneidoi» («Золотая дева», 2011); А. Сало – лауреат Международного конкурса им. В. Гаврилина в Вологде (2001), Лауреат конкурса молодых композиторов «Калевала в музыке» (I место в номинации «Вокально-хоровая музыка», Петрозаводск, 2009), Лауреат конкурса композиторов «Majaoja-kantaatti» (Тампере, 2010); Н. Котов – лауреат Международного конкурса им. Д. Д. Шостаковича среди студентов и аспирантов в номинации «Камерная инструментальная музыка» (Санкт-Петербургская консерватория, 2008); М. Босарева – специальная премия председателя Союза композиторов России «За музыкально-живописные параллели» (Вологда, 2010), Лауреат конкурса молодых композиторов «Калевала в музыке» (I место в номинации «Инструментальная музыка» Петрозаводск, 2009). Его ученики живут и работают в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Ханты-Мансийск, Петрозаводск и др.), а также за рубежом – в Финляндии, Германии.

 Александр Сергеевич принимал активное участие в проведении мастер-классов по композиции и концертов на международном фестивале камерной музыки в Костомукше, являлся организатором концертов юных композиторов на международных фестивалях талантливых детей и молодежи «Музыка. Юность. Надежда» (Петрозаводск), выступал членом жюри семи детских конкурсов «Музыка – душа моя» (Петрозаводск), принимал участие в  совместных концертах с композиторами России в рамках фестиваля «Композиторы России – детям», приуроченные ко Дню музыки (Сортавала, 2011–2012). Он неоднократно приглашался в жюри международных и всероссийских конкурсов по композиции (конкурс им. Д. Шостаковича в Санкт-Петербургской консерватории и постоянный член жюри конкурса им. В. Гаврилина в Вологде). 

А. С. Белобородов является лауреатом 2000 года Республики Карелия за заслуги в развитии музыкального творчества, плодотворную преподавательскую деятельность и активную пропаганду карельской музыкальной культуры. Александр Сергеевич – обладатель специального диплома «100 глав в образовании и науке Карелии», выданный Министерством образования как лучшему преподавателю в 2002 году.

Основные произведения А. С. Белобородова

балеты –– «Скала двух лебедей» по одноимённой поэме Т. Сумманена (1987);

симфонические — симфонии: № 1 «Мир ждал новолуния», в2 частях (1982); № 2 «Куллерво», в 6 частях (1984); № 3 «Россия первой половины 20 в.» (1990); симфония картин № 4 «Рождение Петрозаводска» в 4 частях («Онего», «Петровский марш», «Кижи», «Рождение Петрозаводска»), посвящённая 300-летию г. Петрозаводска (2003); «Руна» для симфонического оркестра (1975); Детская симфоническая сюита по мотивам «Калевалы» (1988); симфоническая сюита «Скала двух лебедей» по одноименной поэме Т. Сумманена (1994); Doloroso для камерного оркестра (1991);

вокально-симфонические — «Утро», поэма на сл. М. Светлова (1978); «Слёзы-жемчугá», вокально-симфоническая поэма  на сл. Т. Флинка (1983, изд. Л., 1988); «Душа и природа», оратория на сл. русских поэтов (1998); Духовный роспев «Богородице Дево, радуйся» (2001); «Песнь о ливах», оратория на сл. А. Волкова (2006);

концерты — для альта и симфонического оркестра, в 3 частях (1975); для скрипки и симфонического оркестра, в 2 частях (1979); для арфы и симфонического оркестра, в 3 частях (1985); для фортепиано с оркестром (2000); концертная пьеса для скрипки с оркестром (1978);

камерно-инструментальные — соната для скрипки и ф-но (1969); квинтет для деревянных духовых и ф-но № 1, в 2 частях (1975); квинтет для деревянных духовых № 2, в 2 частях (1976); пять инвенций для ф-но (1975; две изд. Л., 1986); соната для ф-но № 1, в 2 частях (1977); сюита для квинтета медных духовых инструментов (1978); соната для ф-но № 2, в 4 частях (1980); «Музыка – юношеству», сюита для струнного квартета, в 6 частях (1981); трио для скрипки, кларнета и ф-но, в 3 частях (1981); Детский альбом для ф-но (1983); три романтических этюда для арфы («Сумерки», «Рассвет», «Отражение солнца») (1988); Северные хоралы для органа (1992); соната для ф-но № 3 (1992); сонатина для ф-но (1992); Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы» для ф-но в 4 руки (1988, изд. Петрозаводск, 2002); соната для флейты и ф-но (1992, изд. Петрозаводск, 2004); концертная пьеса для гитары (1993);

камерно-вокальные – «Карельские песни», цикл для меццо-сопрано и ф-но, сл. народные (1970); «Три лика Анны Ахматовой» для сопрано, скрипки, кларнета и ф-но (1994);

для народных инструментов — четыре пьесы для дуэта кантеле (1976); прелюдия и скерцо для баяна (1979); Рондо для аккордеона (1993); «Свадьба», вокально-хореографическая картина (к 150-летию первого изд. «Калевалы») для республиканского ансамбля «Кантеле» (1984); «Рождение огня», вокально-хореографическая картина на оригинальный текст «Калевалы» для ансамбля «Кантеле» (1984); Школа игры на хроматическом кантеле (1–4 классы ДМШ, 40 пьес) (2007);

хоры — «Карельский лес», цикл миниатюр для женского хора без сопровождения, сл. В. Сергина (1982–1983); Гимн Республики Карелия, сл. А. Мишина и И. Костина (1993);

песни –– «Победа», сл. Н. Абрамова; «А вы в Карелии бывали?», сл. В. Иванова; «Петрозаводск», сл. А. Мишина; обработки карельских народных песен и др.

инструментовки –– Концерт для арфы Н. Березовского (1991); 24 прелюдии op.34 Д. Шостаковича для флейты, кларнета и фортепиано (2000, изд. Петрозаводск, 2003);

статьи — Симметрия как принцип фольклорного формообразования: К проблеме обработки карельской народной песни // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 54–55; Русская революционная песня в кантате «Песни русских рабочих» А. Л. Репникова // Актуальные вопросы искусствознания. Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 8–10; Альбин Репников – музыкант, композитор, педагог // Музыковедческие чтения: К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С.17–22; К вопросу о степенях родства тональностей и хроматических системах // Теория, история, психология музыкального искусства: Сб. статей. Петрозаводск, 1990. С. 3–9; К вопросу о переменности функций в хроматической системе гармонии // Выбор и сочетание: открытая форма: Сб. статей к 75-летию Ю. Г. Кона. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1995. С. 50–53; У истоков класса композиции (штрихи к портрету А. С. Лемана) // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С. 63–66.

 Литература: Салнис Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева, В. Кошелева, А. Белобородова и др.) // Сов. музыка. 1982. № 6. С. 21–24; Баранова И. Н. О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 65–66; Баранова И. Н. О новом преломлении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и в композиторском письме) //«Калевала» в музыке: Сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 45–55; Тимонен Т. Н. Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинении) // Там же. С. 36–45; Аблова А. Р. О двух примерах использования рунического напева (концерт для скрипки Р. С. Пергамента и концерт для арфы А. С. Белобородова) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 16–19; Баранова И. Н. О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А. Белобородова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: Сб. статей. Петрозаводск, 1987. С. 7–22; Аблова А. Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988. С.119–134; Федосеева Л. Из наблюдений над музыкой Концерта для арфы А. Белобородова // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 28–34; Баранова И. Н. О роли симметрии в музыке ХХ столетия (на материале сочинений А. Белобородова). Петрозаводск, 1994 (рукопись); Останина Е. А. О некоторых чертах стиля А. Белобородова (на примере сонатно-симфонических циклов): Дипломная работа. Петрозаводск, 1999. 76 с.; Островский Р. А. О Фортепианном концерте А. Белобородова: несколько предварительных замечаний // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 43–45; Тимонен Т. Н. К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А. С. Белобородова «Слезы-жемчугá» // Там же. С. 53–55.