Месса h-moll И. С. Баха

25 мая в Большом зале Петрозаводской консерватории в рамках IX международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии» состоялась премьера Высокой мессы Иоганна Себастьяна Баха под управлением Саулюса Сондецкиса. Произведение для солистов, органа, хора и оркестра, написанное на латинский текст, прозвучало впервые в Петрозаводске и исполнялось не целиком (только хоровые номера и две арии для меццо-сопрано).

Исполнили это грандиозное творение, над которым Бах работал на протяжении многих лет, камерный оркестр «Nord-West Studium» (художественный руководитель – заслуженный артист Карелии Эдуард Зондерегер); симфонический оркестр Карельской филармонии; академический хор Петрозаводской Государственной консерватории (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Евгений Гурьев, хормейстер – Евгения Дыга).

Сольную партию исполнила солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Злата Булычева. Она покорила всех своим исполнением, бархатным и теплым тембром голоса. Звук отличался редкой пластичностью, мягкостью, гибкостью и в то же время был насыщенным и сочным. Злата Булычева исполнила две арии: «Qui sedes ad dexteram Patris» («Сидящий одесную Отца») и «Agnus Dei» («Агнец Божий»).

Дирижер Саулюс Сандецкис – профессор Литовской академии музыки, народный артист СССР приезжает в Петрозаводск не в первый раз. Каждый его приезд для нас очень значим – концерты собирают полные залы, а петрозаводские зрители тепло встречают маэстро.

В трактовке Мессы Саулюс Сондецкис  пытался передать традиции музыки Баха и эпохи барокко. Маэстро обращал внимание на детали – штрих и темп в оркестре и в хоре, динамические оттенки и задержания. Так Саулюс Сандецкис сказал, что фуга не должна звучать в слишком быстром темпе, иначе не будет слышна контрапунктическая работа композитора над темой и имитациями. На репетициях он поддерживал хор и оркестр, помогая понять суть произведения, а также делился своим жизненным опытом, приводя примеры из своей профессиональной деятельности.

Месса h-moll Баха невероятно масштабна по сравнению с традиционными. Исполнители прочувствовали и передали образы, из которых соткано произведение – страдания, смерти, скорби, но вместе с тем – надежды, радости, ликования. Исполнение выстраивалось в драматургическом плане ясно, целеустремленно с контрастом между частями композиции. Хор и оркестр справились с этой сложной в техническом и эмоциональном отношении задачей – Месса прозвучала с подобающим музыке Баха величием.

После завершения Мессы зал долго рукоплескал стоя, доносилось «Браво!». Цветы, поздравления, улыбки, все это тронуло до глубины души.

Концерт оставил чувство глубокой благодарности организаторам фестиваля (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Карелия Виктор Горин) и всем участникам хора и оркестра за приятные впечатления.

Фото концерта можно посмотреть здесь

Анастасия Елкина,

студентка 3 курса
Петрозаводской консерватории
(хоровое дирижирование)