Стачинский
Владимир Иванович

Профессор

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия
Лауреат международного конкурса

Должность: профессор
Ученая степень: кандидат искусствоведения 
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 30 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 30 лет (по сост. на 01.09.2020)

 

Образование

Московское военно-музыкальное училище (1977‒1984).

Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1984‒1989).

Аспирантура Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1989‒1992).

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология высшей школы» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 23‒27 сентября 2013).

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка студентов» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2015).

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 09‒13 декабря 2019).

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1‒5 октября 2020).

Профессиональная деятельность

1993–2000 г. – старший преподаватель Высшего музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, художественный руководитель симфонического и камерного оркестров, читал лекции по предметам «Философия искусства», «Инструментоведение».

2000–2002 г. – главный дирижёр музыкального театра «Волгоградская оперная антреприза».

2002–2006 г. – музыкальный руководитель Петрозаводского музыкального театра (Республика Карелия).

2007–2009 г. – главный дирижёр Академического театра оперы и балета Удмуртской Республики, г. Ижевск;

2009–2012 г. – художественный руководитель Театра оперы и балета «Царицынская опера», г. Волгоград;

1998‒2013 г. – дирижёр Волгоградского академического симфонического оркестра;

2002–2019 г. – художественный руководитель симфонического оркестра Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

С 2019 года – профессор кафедры дирижирования Петрозаводской консерватории. Преподает дисциплину «Дирижирование» (53.05.02 – специалитет, 53.04.04 – магистратура, 53.09.05 – ассистентура-стажировка). 

Под руководством В.И.Стачинского симфонический оркестр Петрозаводской консерватории завоевал общественное признание, стал лауреатом и дипломантом многих престижных конкурсов, получил диплом VIIРеспубликанского Православного фестиваля «Пасхальные перезвоны» (2014 г.), а также благодарственные письма от Попечительского совета Кончезерского Храма за участие в благотворительных концертах в поддержку его возрождения. За последние годы симфонический оркестр Петрозаводской консерватории неоднократно награждался грамотами и благодарственными письмами. 

Как дирижер В. И. Стачинский постоянно добивался высокого художественного уровня исполняемых концертных программ, в том числе с участием выдающихся мастеров мировой сцены (Галина Горчакова, Екатерина Щербаченко, Юлия Маточкина, Мария Баянкина, Ольга Сосновская, Владимир Ванеев, Димитрий Коган, Александр Лубянцев, Владимир Могилевский и др.). Под его руководством симфонический оркестр консерватории регулярно участвовал в пленумах Союза композиторов РК, исполняя музыку композиторов Карелии, а также их учеников – молодых композиторов-выпускников Петрозаводской консерватории. 

За годы работы в различных театрах В. И. Стачинский осуществил более 40 театральных постановок спектаклей и концертно-театральных программ, неоднократно представлял российскую музыкальную культуру за рубежом, выступая с симфоническими оркестрами и театральными коллективами в Италии, Германии, Австрии, Испании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Украины, США.  

Участие в творческих конкурсах

  • Дипломант ХII Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в г. Пскове (2005г.).
  • Лауреат театральной премии «Онежская маска» (в номинации «Новация» за одноактную оперу-балет «Человеческий голос» (Петрозаводск, 2006).
  • Лауреат Международного музыкального фестиваля «Международная неделя консерваторий» (Санкт-Петербург, 2007). 
  • Лауреат международного музыкального конкурса «Golden trophy-2008» (Нью-Йорк, 2008‒2009).
  • Лауреат IV Всероссийского фестиваля «Онежская музыкальная зима ‒ 2010» (Петрозаводск, 2010).
  • Лауреат Международного фестиваля «Глазунов. Нильсен. Сибелиус: к 150-летиию со дня рождения» (Петрозаводск, 2015).

Ученики 

  • Фабио Мастранджело – художественный руководитель Мюзик-Холла в Санкт-Петербурге, главный дирижёр симфонического оркестра «Русская филармония» в Москве.
  • Владимир Кулагин – дирижер Музыкального театра Республики Карелия.
  • Алексей Давыдов – дирижер Челябинского государственного академического театра оперы и балета.
  • Виталий Лайдинен – экс-дирижёр Театра оперы и балета Республики Коми, экс-дирижёр Музыкального театра Республики Карелия, в настоящее время – дирижёр в Финляндии.
  • Лариса Габитова – дирижёр «Царицынской оперы» г. Волгоград

Работа в составе жюри

  • V Открытый фестиваль-конкурс юных композиторов «Музыка – моя душа» (Петрозаводск, 2007). Член жюри.
  • II Международный конкурс оперных исполнителей (Москва, 2010). Член жюри.
  • I Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). Член жюри.
  • II Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2015). Член жюри.
  • I Смотр-конкурс молодых дирижёров оркестров русских народных инструментов (Петрозаводск, 2014). Член жюри. 
  • III Смотр-конкурс молодых дирижёров оркестров русских народных инструментов (Петрозаводск, 2018). Член жюри.
  • VII Международный детско-юношеский музыкально-театральный фестиваль-конкурс «Золотые ключики» (Петрозаводск, 21‒23 апреля 2018). Член жюри.
  • Международный конкурс-фестиваль «Мир творчества» (Москва, ежегодно). Постоянный член жюри.

Публикации

  • Диалектика художественного содержания (к проблеме методологии анализа произведения искусства): Монография. М.: Воен.-дириж. фак. при Московской гос. консерватории, 1992. 38 с.
  • К теории поэтического содержания: художественный принцип антиномии в современной музыке (на примере творчества советских композиторов 60-80-х годов): в помощь военному дирижеру. М.: Воен.-дириж. фак. при Московской гос. консерватории, 1993. 42 c.
  • Феномен парадоксальной двойственности в музыке и других видах искусства: (К проблеме специфики художественного содержания): автореферат дис. ... кандидата иск.: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория. Москва, 1993. 19 с.
  • Еще о дирижировании…// Оркестр. 2007. № 1 (6). С. 11‒17.
  • Структурная парадоксальность как основа художественности // Музыковедение. 2007. № 3. С. 2‒7.
  • О некоторых отличительных особенностях творческого мышления в музыке и других видах искусства (парадоксальность как способ образования художественного смысла) // Музыкальное образование в ХХI веке: опыт и перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция: Сб. науч. мат. Ханты-Мансийск, 2007. С. 9‒15.
  • Кривые параллели искусства // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сб. науч. мат. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. С. 114‒121.
  • Опыт семиотического подхода к дирижерскому исполнительству // Музыковедение. 2009. № 5. С.43‒48.
  • Сказки-ремейки. М.: Летний сад, 2012. 137 с.
  • Образное содержание Симфонии картин № 4 // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 40‒51. 
  • Соотношение эпического и лирического в Калевале (на примере Симфонии «Куллерво» Александра Белобородова) // Учёные записки ПетрГУ. 2014. № 3 (140). С. 28‒33. 
  • Основы дирижерской техники: методическое пособие / Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2007. 41 с.
  • Исторические миниатюры «Петровская слобода» Игоря Субботина в переложении для оркестра русских народных инструментов // Вопросы методики, педагогики и исполнительства на народных инструментах: сборник материалов научно-практической конференции кафедры народных инструментов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. С. 138‒151. 
  • Формирование художественной образности Третьей симфонии Александра Белобородова на основе тембровой и фактурной драматургии (записки дирижёра) // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. № 1 (9). С. 36‒76.
  • Роль программности в формировании образно-ассоциативного пространства симфоний Александра Белобородова // Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова: школы, исследования, персоны (к 50-летнему юбилею): сборник научных статей. Петрозаводск: Изд-во «Версо», 2018. С. 102‒112. 
  • Образно-ассоциативное пространство симфоний Александра Белобородова: монография. М.: «Летний сад», 2018. 396 с. 
  • Методические рекомендации для работы со студентами в дирижёрском классе на начальном этапе // Вопросы методики, педагогики и исполнительства на народных инструментах: сборник научных статей. Вып. 2. Петрозаводск: Издательство ПетрГу, 2019. С. 85‒95. 
  • Обучение дирижированию на начальном этапе: методические рекомендации // Образование в сфере искусства. 2019. № 1 (13). С. 51‒56.
  • Музыкальный образ и средства его воплощения (на примере Четвёртой симфонии картин Александра Белобородова) // Культурная жизнь Юга России: Научный журнал. 2019. № 2 (73). С. 26–31.
  • Топология музыкального образа и дискретность мышления // Музыковедение. 2019. № 9. С. 42–48.
  • Дискретность как фактор формирования музыкального образа // Образование в сфере искусства. 2019. № 2 (14). С. 34–42.
  • Музыкальная интерпретация и дискретность // Искусствоведение и художественное образование: проблемы, поиски, решения: матер. Междунар. науч.-пр. конф. (г. Луганск, 19 марта 2020 г.). Луганск: Книта, 2020. С. 63‒74.
  • О сукцессивном процессе формирования интерпретации // Музыковедение. 2020. № 7. С. 27‒34.
  • Искусство дирижирования палочкой // Вопросы методики, педагогики и исполнительства на народных инструментах: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 3 декабря 2019 г. Вып. 3. Петрозаводск: VP Print, 2020. С. 66‒73.

Участие в конференциях

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное образование в ХХI веке: опыт и перспективы» (г. Ханты-Мансийск, 2007).
  • II Международная научная конференция «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» (Астрахань, 2008).
  • IX Всероссийский междисциплинарный семинар (Петрозаводск, 2007).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании на примере творческого вуза» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 10‒11 декабря 2015).
  • Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура и композиторское творчество финно-угорского мира. К 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1‒3 ноября 2017).
  • Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием «Фольклор и фольклоризм в музыкальной культуре финно-угорских и соседних народов» к 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1 сентября – 15 ноября 2017).
  • Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в контексте поликультурности: традиции и современность» (Луганский национальный университет им. Т. Шевченко 20 марта, 2019).
  • Университетский научно-практический семинар «Мировая художественная культура: проблемы преподавания в современных образовательных учреждениях» (г. Луганск, ЛНУ им. Т. Шевченко, 27 ноября 2019 г.).
  • II научно-практической конференции молодых ученых «Музыка, дизайн и современное образование» (г. Луганск, ЛНУ им. Т. Шевченко, 05 декабря 2019 г.).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы методики, педагогики и исполнительства на народных инструментах» (г. Петрозаводск, 3 декабря 2019 г.).
  • XXV Российские педагогические ассамблеи искусств «Современное искусство: от традиции к авангарду» (25‒28 ноября 2019 г.).
  • Международная научно-практическая конференция «Искусствоведение и художественное образование: проблемы, поиски, решения» (Луганский государственный педагогический университет, 19 марта 2020).

Благодарственные письма, награды

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Почетная грамота Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия «за большой творческий вклад в развитие театрального искусства Карелии (2005)
  • Благодарственное письмо от Руководства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова за участие в VII фестиваль «Международная Неделя Консерваторий» (Санкт-Петербург, 2007)
  • Благодарность от Министерства Внутренних дел РК (2008)
  • Благодарственное письмо Главы Петрозаводского городского округа «За творческие достижения и активное участие в Международном музыкальном фестивале, посвященном 90-летию Республики Карелия “Музыкальный родник Геннадия Вавилова”» (Петрозаводск, 2009)
  • Почетная грамота Комитета по культуре Администрации Волгоградской области (2010)
  • Почетная грамота Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге «За вклад в развитие польско-российских отношений, а также за участие в проведении Международного фестиваля юных пианистов “Мир и музыка. Россия и Польша”» (2011)
  • Благодарственное письмо Главы Администрации Волгоградской области (2011)
  • Благодарность от Комитета по делам молодёжи и спорту РК (2011)
  • Благодарственное письмо Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила «За участие в VIIреспубликанском Православном фестивале «Пасхальные перезвоны» (Петрозаводск, 2014)
  • Почётная грамота Президента РФ «За достигнутые трудовые успехи, заслуги в гуманитарной сфере, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу» (Москва, Кремль, 23 июня, 2014)
  • Благодарственное письмо от Оргкомитета I смотра-конкурса молодых дирижёров оркестров русских народных инструментов среди учащихся средних профессиональных учебных заведений Северо-Запада России «За плодотворную работу в качестве члена жюри» (Петрозаводск, 2014)
  • Диплом за успешное участие в VII Республиканском Православном хоровом фестивале «Пасхальные перезвоны» (Петрозаводск, 2014)
  • Благодарность за плодотворную работу в составе жюри III Международного конкурса-фестиваля детей и педагогов «Мир творчества» (Москва, 2015)
  • Благодарность за плодотворную работу в составе жюри IV Международного конкурса-фестиваля «Мир творчества» (Москва, 2016)
  • Благодарность за плодотворную работу в составе жюри V Международного конкурса-фестиваля «Мир творчества» (Москва, 2017)
  • Благодарственное письмо от Оргкомитета III смотра-конкурса молодых дирижёров оркестров русских народных инструментов «За плодотворную работу в качестве члена жюри» (Петрозаводск, 2018)
  • Благодарственное письмо от Управления культуры Администрации Петрозаводского городского округа за сотрудничество в рамках II (XVII) Всероссийского вокально-хоровой ассамблеи «Лаулу» (Петрозаводск, 2018)
  • Благодарственное письмо от Оргкомитета VII Международного детско-юношеского музыкально-театрального фестиваля-конкурса «Золотые ключики» (за работу в жюри фестиваля, поддержку детского театрального творчества) (Петрозаводск, 2018)
  • Благодарность за плодотворную работу в составе жюри VII Международного конкурса-фестиваля детей и педагогов «Мир творчества» (Москва, 2019)
  • Благодарность за плодотворную работу в составе жюри VIII Международного конкурса-фестиваля детей и педагогов «Мир творчества» (Москва, 2020).