Останина
Светлана Александровна

Начальник отдела подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и ассистентура-стажировка) и магистратуры, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Музыковед, педагог
Кандидат педагогических наук (2011)
Дис.: «Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии» (Карельская государственная педагогическая академия, 2011 г.; научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Шевченко) 

 

e-mail: svetlana.ostanina@glazunovcons.ru
тел. +7-921-458-59-14
г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 1Б, каб. 423

Образование
Родилась в г.  Ухта Республики Коми. Училась на теоретическом отделении Сыктывкарского училища искусств (диплом с отличием). С отличием окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по специальности "музыковедение" (класс  доктора искусствоведения, профессора Ю.Г. Кона; тема дипломной работы «Некоторые аспекты стилизации в тематизме С.С. Прокофьева». Окончила аспирантуру при Карельской государственной педагогической академии (специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования).

Повышение квалификации
«Актуальные вопросы модернизации музыкального образования в России» (2011) 
Авторский курс доктора иск., засл. деят. искусств РФ М. В. Карасевой, г. Петрозаводск (февраль, 2012)
Авторский курс доктора иск. Е. Д. Кривицкой, г. Петрозаводск (март, 2012)
Авторский курс канд. иск., засл. деят. РФ В. А. Екимовского, г. Петрозаводск (апрель, 2012)
Авторский курс доктора иск., проф. Т. С. Кюрегян, г. Петрозаводск (май-июнь, 2012)
Авторский курс проф. Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры Л. П. Казанцевой, г. Петрозаводск (март, 2013)
«Педагогика и психология высшей школы», г. Петрозаводск (декабрь, 2013)
«Педагогика и психология высшей школы», г. Москва (декабрь, 2013)
«Современные образовательные технологии в музыкальном вузе» (март, 2014)
«Оценка студентов» (июнь, 2014)
«Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ноябрь, 2015) - 36 ч.
«Менеджмент образования» (февраль, 2016)
Программа по повышению уровня подготовки аттестованных / аккредитованных экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Правовые и организационные аспекты осуществления экспертиз в рамках мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Стратегии обеспечения качества образования", г. Санкт-Петербург (октябрь, 2016)

Профессиональная деятельность
В разные годы работала методистом в Методическом кабинете Министерства культуры РК, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин (МОУ «Гимназия №37», ГБОУ РК «Специализированная школа искусств», ГАОУ СПО РК «Петрозаводский педагогический колледж», ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория). С 2012 года преподает на кафедре  гуманитарных и социально-экономических дисциплин Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Ведет курсы "Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях", "Музыкальная педагогика в детских школах искусств", "Проблемы музыкальной педагогики и психологии", "Педагогика высшей школы"; осуществляет научное руководство дипломными работами студентов.По состоянию на 01.09.2016 общий стаж работы составляет 25 лет, стаж работы в консерватории - 5 лет.

Ученики
Михайлова Т. «Музыкальный праздник как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» -  диплом участника Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских работ «Музыкальная наука – будущее России». Секция «Музыкальная педагогика» (2012). Петрова М. «Развитие музыкальных способностей детей  раннего возраста» -  диплом участника Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских работ «Музыкальная наука – будущее России». Секция «Музыкальная педагогика» (2012). 

Научные труды. Издания. Публикации
Монография:
Останина, С.А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в художественно-эстетическом образовательном пространстве гимназии: монография. / С.А. Останина, Н.Н. Шевченко. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 229 с.

Учебно-методические пособия
Останина С.А. Творчество: образовательные стратегии: учебно-методическое пособие по эстетическому воспитанию/ Е.В.Птицына, С.А. Останина, Н.А.Саволайнен, Н.А.Хайкара. – Петрозаводск: Verso, 2013. – 138 с.

Останина С.А. История и теория педагогики: учебно-методическое пособие / Останина С.А.  – Петрозаводск: Verso, 2015. – 112 с.

Останина С.А. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие / Останина С.А.  – Петрозаводск: Verso, 2016. – 48 с.

Останина С.А. Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Останина С.А. – Петрозаводск: Verso, 2017. – 48 с.

Публикации в научных изданиях

  • Останина, С.А. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ       (1 п.л.)
  • Останина, С. А.  Особенности организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Человеческий капитал: научно-практический журнал. – Москва, 2017. С. 63-67 (0,3 п.л.)
  • Останина, С. А.  Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным стандартам четвертого поколения [Текст] / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Успехи современной науки и образования: международный научно-исследовательский журнал. Том 1, №3 – Белгород, 2017. С. 106-111 (0,4 п.л.)
  • Останина, С.А. Психолого-педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов в образовательном пространстве творческого вуза [Текст] / С.А. Останина // Современные технологии преподавания в творческом вузе: сб.ст. – Петрозаводск, 2016. – С. 79-92 (0,9 п.л.)
  • Останина, С.А. Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов / [Текст] / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Педагогика и психология образования: научный журнал №4. – М.: МПГУ, 2016. С. 70-78 (0,6 п.л.)
  • Останина, С.А. Формирование педагогической компетентности будущего учителя на основе принципа преемственности / [Текст] / С.А.  Останина, Е. В. Птицына // Школа будущего: научно-методический журнал. №3 – М., 2016. С.58-69 (0,75 п.л.)
  • Останина, С.А. Педагогические компетенции студентов в условиях реализации высшего музыкального образования [Текст] / С.А.  Останина // Alma mater (Вестник высшей школы): научный журнал. №6 – Москва, 2016. С. 56-62 (0,4 п.л.)
  • Останина, С.А. Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http: //mir-nauki.com/PDF/38PDMN216.pdf (доступ свободный). (1,4 п.л.)
  • Останина, С.А.  Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза [Текст] / С.А.  Останина // Европейский журнал социальных наук: научный журнал. №1 – Москва, 2016. С. 259-272 (0,9 п.л.)
  • Останина С.А. Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования [Текст] / С.А.  Останина, Е.В. Птицына  // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: научный журнал. №10 – Киров, 2015. С. 141-145 (0,3 п.л.)
  • Останина, С.А.  Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин) [Текст] / С.А. Останина, А.С. Белобородов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. № 1 – Челябинск, 2015. – С. 35–44 (0,6 п.л.)
  • Останина, С.А. Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования [Текст] / С.А.  Останина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. № 2 – Челябинск, 2015. – С. 134–143 (0,6 п.л.)
  • Останина, С.А. Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса [Текст] С.А. Останина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №4 (99). С. 34-41 (0,5 п.л.)
  • Останина С.А.  К вопросу о сущности и структуре понятия «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» [Текст] / С.А.  Останина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. №3. С. 170-180 (0,7 п.л.)
  • Останина С.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза: история, теория, практика [Текст] / С.А. Останина // Современные технологии преподавания в творческом вузе: сб.ст. – Петрозаводск, 2015. – С. 15-22 (0,5 п.л.)
  • Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. – 2015. – № 04 (апрель). – ART 15096. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  • Останина, С.А. Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014.№6 (91). С. 68-73 (0,4 п.л.)
  • Останина, С.А. Анализ проблемы творческих способностей в контексте междисциплинарных исследований [Текст] / С.А.  Останина //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. №1. С. 142-153 (0,8 п.л.)
  • Останина, С.А. Ретроспективный анализ проблемы творчества в  междисциплинарном контексте [Текст] / С.А.  Останина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. № 1 – Челябинск, 2014. – С. 175–185 (0,7 п.л.)
  • Останина, С.А. Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса [Текст] / С.А. Останина // Теория и практика образования в современном мире (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 13-16. (0,3 п.л.)
  • Ориентация обучающихся на творчество в процессе художественного образования [Текст] / С.А. Останина // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012). - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 521-524 
  • Художественно-творческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии [Электронный ресурс] / С.А. Останина // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Февраль, 2012, ART 1214. – Киров, 2012. – URL:http://www.covenok.ru / koncept/2012/1214.htm. Гос.рег. Эл.№ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.
  • Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура [Текст] / С.А. Останина // Молодой ученый: научный журнал. №2 (37). Т.2 – Чита, 2012. – С. 283-286.
  • Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии [Текст] / С.А. Останина // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. – Казань: ТГПУ, 2011. – С. 178 – 180 (0,2 п. л.).
  • Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии [Текст] / С.А. Останина // Молодой ученый: научный журнал. №4 (27). Т.2 – Чита, 2011. – С.108-110. (0,2 п.л.).
  • Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки [Текст] / С.А.  Останина // Воспитание духовности и любви к Отечеству: наука, образование, культура, религия: сборник научных трудов. – Петрозаводск: АУ РК «Издательский дом «Карелия», 2010. – С.217–218 (0,1 п. л.). 
  • Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии [Текст] / С.А.  Останина // Столичное образование: научный журнал. №22. – Петрозаводск, 2010. – С. 20–23 (0,3 п. л.).
  • Формирование творческого стиля деятельности как основы творческого развития личности ребёнка [Текст] / С.А. Останина // Развитие творческого потенциала личности ребёнка. Инновационные технологии в педагогической деятельности: сборник научных трудов. – Петрозаводск: КГПА, 2010. – С. 127–134. (0,5 п. л.).
  • Формирование креативной позиции школьников в условиях творчески-ориентированной художественно-эстетической среды гимназии [Текст] / С.А. Останина // Основные задачи развития региональных и муниципальных педагогических систем в условиях модернизации образования: по материалам Республиканских педагогических чтений «Инновационная среда как фактор развития образования». – Петрозаводск: ГОУ ППК, 2010. – С. 106–110. (0,4 п. л.).
  • Развитие творческих способностей обучающихся в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А.  Останина // Образование и саморазвитие: научный журнал. № 1 (11). – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – С. 23–28. (0,4 п л.).
  • Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А.  Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. Т. 15. № 2. – Кострома, 2009. – С. 438–442. (0,4 п. л.).
  • Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. Т. 15. № 3. – Кострома, 2009. – С. 378–382. (0,4 п. л.).
  • Формирование творческого стиля деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного образования (на предметах художественно-эстетического цикла) [Текст] / С.А.  Останина // Психолого-педагогические проблемы организации личностно-ориентированной школы: сборник научных трудов. – Москва, 2008. – С. 31–36. (0,4 п. л.).
  • Развитие творческого стиля деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного образования [Текст] / С.А. Останина // Инновационные технологии и качество современного образования: Материалы региональной научно-практической конференции. – Петрозаводск: КГПУ, 2007. – С. 122–129 (0,5 п.л.).
  • Развитие творческого потенциала ребёнка через комплекс предметов музыкально-эстетического цикла [Текст] / С.А. Останина // Развитие творческого потенциала личности ребёнка. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности: сборник научных трудов. – Петрозаводск, 2006. – С. 143–145. (0,2 п. л.).
  • Содержание учебного плана музыкального образования гимназии [Текст] / С.А. Останина // Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в гимназии: сборник научных трудов. – Москва-Петрозаводск, 2005. – С.116–121. (0,4 п. л.).
  • Игра как средство формирования творческого мира ребёнка [Текст] / С.А. Останина // Игра как сфера социализации личности ребёнка: материалы научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2002. – С. 40–43. (0,3 п. л.).

Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах
Принимала участие в научно-практических конференциях и семинарах:

- «Ярмарка педагогических технологий педагогов города Петрозаводска» (2004)

- «Реализация концепции музыкального образования в Гимназии личностно-ориентированного образования» (2006)

- «Развитие творческого потенциала личности. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности» (2007, 2009)

- «Модернизация образования: современные методы и технологии обучения» (2010)

- I Международная научно-практическая конференция, посвященная 135-летию Казанского педагогического колледжа (2012)

- III Международная заочная научная конференция Теория и практика образования в современном мире. Доклад: «Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса», г. Санкт-Петербург (май, 2013)

- Вузовская научно-практическая конференция "Современные педагогические технологии в вузе". Доклад «Организация самостоятельной работы студентов консерватории в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения» (март, 2014)

Российская научно-практическая конференция "Современные технологии преподавания в творческом вузе". Доклад "Современные педагогические технологии в вузе: история, теория, практика" (декабрь, 2014)

Российская научно-практическая конференция "Современные технологии в образовании на примере творческого вуза". Доклад "Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза" (декабрь, 2015).

- С 2000-2005 гг. ежегодно участвовала в проведении лекций, семинаров, мастер-классов, открытых уроков для учителей музыки г. Петрозаводска и Республики Карелия на базе ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования».

- Международная научная конференция "Гуманитарные науки и современность". Доклад "Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза" , г. Москва (30 января 2016) 

- Всероссийская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов". Эксперт дискуссионной площадки  "Особенности обучения иностранных студентов в творческом вузе" (декабрь, 2016).

Портфолио профессиональной деятельности