Пулькин
Максим Викторович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры

Образование

Родился 10 апреля 1968 г. в Петрозаводске. В 1985 г. поступил на исторический факультет Петрозаводского университета. С 1986 по 1988 гг. служил в Советской Армии (РВСН). В 1992 г. с отличием закончил исторический факультет.  С 1992 по 1995 г. обучался в аспирантуре Санкт-Петербургского Института истории РАН под руководством профессора Анисимова Е.В. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Профессиональная деятельность

В 1992 году принят на работу в Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. В настоящее время – старший научный сотрудник этого же института. С сентября 2013 г. - по совместительству доцент кафедры гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории, преподает дисциплины "Историю" и "Связи с общественностью". Общий стаж работы и стаж работы по специальности - 23 года.

Сферы научных интересов:

  • ​ Православный приход как наиболее устойчивое сообщество верующих. Опубликована монография и подготовлена кандидатская (защищена в декабре 1995 года в Санкт-Петербурге) и докторская диссертации, а также серия статей в ведущих научных журналах.
  •  Старообрядчество как феномен религиозной жизни. Подготовлена серия публикаций в ведущих научных изданиях. В 2013 году опубликован труд о «гарях» объемом 20 а.л.
  • ​ Изучение истории национальной политики осуществляется по двум направлениям. Во-первых, русификация как особая форма осуществления имперской национальной политики (по материалам Европейского Севера России). Подготовлен исторический очерк и серия публикаций в рецензируемых журналах. Во-вторых, исследование истории иудаизма и истории еврейских общин. Подготовлена серия публикаций в ведущих научных изданиях, осуществлен ряд докладов на ежегодной международной конференции по проблемам иудаики.
  • ​ Проблемы девиантности и социального контроля. В частности, исследуется антропология пьянства и трезвости в традиционной культуре. Опубликованы работы по данной проблеме, в том числе в московских журналах, входящих в список ВАК. В рамках этого направления исследований осуществляется изучение деятельности правоохранительных органов в Российской империи.
  • ​ Историческая урбанистка. Основное внимание уделялось проблемам становления и развития индустриального города с использованием материалов, связанных с Петрозаводском. Опубликованы коллективная монография и хроника истории Петрозаводска в XVIII–первой половине XIX в.

Научные публикации:

Опубликовано свыше 200 работ. В том числе:

1. Православный приход и власть в середине XVIII–начале ХХ в. Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2009. 424 с. (21 п.л.)

2. Самосожжения старообрядцев (середина XVII–XIX в.). М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. 336 с.(20 а.л.)

3. История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск: Периодика, 2001. 944 с. 74 a.л.(в соавторстве)

4. История Советской России. Учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1999. 139 с. 8,25 a.л.(в соавторстве).

5. Олонец. Историко-краеведческие очерки в двух частях. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 12 a.л. (в соавторстве).

6. Петрозаводск. Хроника трех столетий. 1703–2003. Петрозаводск: Периодика, 2002. 512 с. 32 а.л. (в соавторстве)

7. Православие в Карелии (XV–первая треть XX в.). M.: Круглый год, 1999. 106 с. (13 п.л.) (в соавторстве).

8. История и культура Сямозерья. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 816 с. (в соавторстве)

9. История Петрозаводска: власть и горожане. Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2008. 375 с. (в соавторстве).

Публикации в журналах из списка ВАК

1. Православные братства Олонецкой епархии (конец XIX–начало ХХ в.) // Клио. Журнал для ученых. СПб., 2003. № 3. С. 165–169 (0,6 а.л.).

2. Повседневность религиозности: конфликты духовенства и прихожан в XVIII в. (По материалам Олонецкой епархии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2003. № 2. С. 14–19.

3. Русификация в Карелии в XIX–начале ХХ в. // Финно-угроведение. 2003. № 1. С. 36–45. (0,5 а.л.).

4. Самосожжения старообрядцев в XVIII в. По материалам Европейского Севера России // Одиссей. Человек в истории. М., 2003. С. 105–120 (1 а.л.).

5. Возведение часовен в XVIII–начале ХХ в.: приходские традиции и законодательство (по материалам Олонецкой епархии) // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2005. № 4 (20). С. 36–42.

6. Мотив самосожжений в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып. 4. Петрозаводск, 2005. С. 551—561.

7. Шествие «огненной смерти». Историко-географический аспект старообрядческих самосожжений в конце XVII–XVIII в. // Клио. Журнал для ученых. СПб., 2005. № 2. С. 99–103. (0,6 а.л.)

8. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX–начало ХХ в.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163–176 (0,7 а.л.)

9. Российское государство и старообрядцы-самосожигатели в XVII–XVIII вв. // Клио. Журнал для ученых. 2006. № 3. С. 93–102 (1,5 а.л.).

10. Самосожжения старообрядцев в конце XVII—XVIII в. // Новый исторический вестник. М., 2006. № 1 (14). С. 5–13.

11. Дело о самосожжении старообрядцев в мае 1784 г. // Исторический архив. 2007. № 2. С. 205–210.

12. «Начаша от Писания рассуждати и доказывати …»: старообрядческие труды о самосожжениях (конец XVII–XVIII в.) // Вестник Тверского государственного университета. 2007. № 26 (54). Серия: История. С. 10–20.

13. Девиантное поведение в XVIII–начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // Культурно-историческая психология. М., 2008. № 2. С. 84–90 (0,6 а.л.).

14. Еврейское население Европейского Севера: проблемы социального конструирования (конец XIX–начало ХХ в.) // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 279–298.

15. Память верующих: противоречия и стимулы развития в XIX–начале ХХ в. // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 71–79 (1 а.л.).

16. Старообрядческие аргументы против самосожжений (конец XVII в.) // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 15 (75). С. 24–29. (0,5 а.л.).

17. Хронология старообрядческих самосожжений в конце XVII–XVIII веке // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2008. № 28. С. 3—10.

18. Евреи на Европейском Севере России: проблема адаптации (конец XIX–начало ХХ в.) // Российская история. 2009. № 3. С. 240–247. (1 а.л.)

19. Статус женщин в традиционной культуре XIX–начала ХХ в.: проблемы эволюции (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «История». 2009. № 3. С. 107–114 (0,5 а.л.)

20. Иконопочитание в Олонецкой епархии (XIX–начале ХХ в.): закон и традиция // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 2. С. 7–20 (1 а.л.)

21. Переводы Евангелия на карельский язык в XIX—начале ХХ в. // Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. № 4 (22). С. 123—131.

22. Приходская повседневность и карельские эпические песни // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. 2010. № 2. С. 97–102.

23. Приходское духовенство («попы») в карельских эпических песнях // Религиоведение. 2010. № 4. С. 74–81.

24. Таинство покаяния: проблемы осуществления в XVIII–начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Ленинградского областного государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «История». 2010. № 2. С. 18–26 (0,5 а.л.)

25. Иудаизм на Европейском Севере России и в Сибири (конец XIX–начало ХХ в.) // Религиоведение. 2011. № 2. С. 26—33 (1 а.л.)

26. Слухи о самосожигателях: истоки, достоверность, фиксация и использование (конец XVII–XVIII в.) // Традиционная культура. 2011. № 1. С. 143–149.

27. Алкоголь и традиционная культура в XVIII–начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // Традиционная культура. 2012. № 2. С. 112–121.

28. Историческая суицидология: проблемы становления // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96–103.

29. Самосожжения старообрядцев: проблемы историографии // Религиоведение. 2012. № 2. С. 33–42.

Работа при финансовой поддержке фондов:

1. 1998 г. получен грант ФЦП «Интеграция» для подготовки и опубликования коллективной монографии «Православие в Карелии (XV–первая треть XX в.)». Монография опубликована в г. Москве (Издательский Дом «Круглый год») в 1999 г. (проект № 119-06).

2. B 2000 г. включен в состав творческого коллектива для работы по теме «Сямозерье: история и культура» (под руководством B.П. Орфинского) при финансовой поддержке PГHФ (проект № 00–0400147a).

3. B 2001 г. получен исследовательский грант РГНФ для работы по теме: «Православные приходы Олонецкой епархии в XIX–начале ХХ в.» на 2001-2002 гг. (проект № 01-01-49009 а/С).

4. В 2003 г. получен исследовательский грант РГНФ для работы по теме: «Самосожжения старообрядцев в конце XVII-XVIII в. (по материалам Европейского Севера России)» на 2003–2004 гг. (проект 03-01-00636 а/С).

5. В 2003 г. получен исследовательский грант по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» (№ 23) для работы по проекту: «Этнокультурная ситуация в Карелии (XIX-начало ХХ в.)».

6. В 2004 г. включен в состав участников проекта «Гендер в творчестве современных писателей коренных народов Европейского Севера России», осуществляемого при поддержке Канадского фонда гендерного равенства.

7. В 2005 г. получен грант РГНФ на издание коллективной монографии по истории и культуре Сямозерья. Монография успешно опубликована в издательстве Петрозаводского университета.

8. В 2006 г. получен грант Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» для работы по теме «Евреи на Европейском Севере России в XIX–начале ХХ в.: пути и формы адаптации».

9. В 2006 г. получен грант Программы Отделения историко-филологических наук РАН «Власть и общество в истории» для работы по теме: «Российское государство и старообрядцы-самосожигатели в конце XVII-XIX вв.».

10. В 2009 г. получен грант Программы Отделения историко-филологических наук РАН «Социальные трансформации и конфликты нового и новейшего времени в сравнительно-исторической перспективе» для работы по теме «Карельская деревня: преодоление конфликтов и генезис трансформаций».

11. В 2009 г. получен грант Программы Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» для работы по теме: «Праздники в духовной культуре».

Экспертная деятельность

и участие в редколлегиях научных журналов

В декабре 2009 г. избран заместителем председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия;

В марте 2010 г. включен в состав Редколлегии журнала «Современные исследования социальных проблем».

В апреле 2011 г. включен в состав Редколлегии Международного научного журнала «Витязь»

В марте 2013 г. включен в состав Редколлегии электронного научного журнала «Гуманитарные научные исследования»

В августе 2013 г. включен в состав Редколлегии электронного научного журнала «История и археология».

Награды за время научной деятельности

В 1999 году награжден Почетной грамотой Президиума Карельского научного центра РАН;

В 2000 году награжден Почетной грамотой Министерства образования Республики Карелия;

В 2005 году награжден Почетной грамотой Государственного комитета Республики Карелия по делам национальной политики;

В 2011 году в связи с 20-тилетием работы в Российской академии наук награжден грамотой Президиума РАН за многолетний добросовестный труд.