Мациевский
Игорь Владимирович

Профессор, доктор искусствоведения

Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН

Образование

Львовская государственная консерватория им. Н.В.Лысенко (1965), направление подготовки "Композитор и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин", диплом с отличием по специальности «Композиция»

Стажировка (ассистентура) по кафедре композиции Ленинградской государственной консерватории (1966-1968)

Аспирантура Сектора инструментоведения Ленинградского государственного Института театра, музыки и кинематографии по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (1967-1970) 

Повышение квалификации

ФПК Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусства по кафедре риторики (2014)

Профессиональная деятельность

С 1992 г. и по настоящее время занимает должность профессора кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории.

Преподаваемые дисциплины: "Композиция", "История фольклористики и этномузыкознания" (инструментоведческий раздел), "Введение в органологию", "Музыкальная антропология", "Теория музыкального фольклора" (инструментальный раздел).

Общий стаж работы и стаж работы по специальности – 50 лет.

Игорь Владимирович Мациевский - композитор и исследователь-инструментовед, один из лидеров европейской и глава российской школы современной этноорганологии; член Союзов композиторов России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии естественных наук и Международной Академии информатизации ООН; председатель Программного Совета Института духовной и народной музыки Центрально-Восточной Европы (Люблин, Польша), член Международного Совета традиционной музыки ЮНЕСКО.

В числе основных сочинений: Симфония, Оратория «Память о Лесе Украинке», «Белорусская Месса» для солистов, смешанного хора и симфонического орукестра, 1-й скрипичный концерт,  Симфония–Концерт для скрипки с оркестром «Аз и я», Концерт для 3-х фортепиано, 2 струнных квартета, Квинтет для деревянных духовых с валторной, ряд сольных и ансамблевых вокальных, хоровых и инструментальных циклов. Автор музыки (в 2 случаях – также сценариев) 12 музыкальных художественных и художественно-публицистических фильмов (реализованных на студиях «Ленфильм», «Беларусьфильм», «Белвидеофильм», «Медиамастер») среди которых – получившие международное признание и награды (в т.ч. Гранд-При «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, Российский Гранд-При «Ника») фильмы режиссеров С.Овчарова и А.Каневского: «Нескладуха», «Небывальщина», «Левша», «Фараон», «Древо вечности», «Такая судьба», «Данчик», «Сказ о Федоте-стрельце». Хоровые, камерные, симфонические и кантатно-ораториальные произведения исполнялись и исполняются во многих городах России и стран зарубежья. Состоялся также ряд авторских концертов в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Астрахани, Саратове, других городах России, а также Украины, Казахстана, Беларуси, Польши, Германии и т.д. (последние: в Кракове и Берлине – в конце  2013 г.; ближайший состоялся 20.10.2014 в М.Зале Санкт-Петербургской филармонии). 

Исследовательская работа связана с изучением традиционных музыкальных инструментов и инструментальной музыки славянских (русского, украинского, белорусского, польского), тюркских (киргизского, казахского), финно-угорских (вепсского, сету, ижорского, карельского) народов; проблем структурных и функциональных универсалий в мировой (традиционной, европейской академической и современной) музыке; сравнительным искусствознанием, изучением связей музыки с другими видами искусств и форм художественной деятельности. И.Мациевским разработаны, реализованы в собственных монографических трудах (важнейшие из которых; «Народная инструментальная музыка как феномен культуры», «Музыкальные инструменты гуцулов», «Игры и согласия», а также двухтомник «В пространстве музыки») и отдельных статьях, получают щирокое распространение, применение и развитие в исследованиях ученых России, Украины, Беларуси, стран Центральной Азии, Польши, Австрии, ¸Германии, Болгарии, Сербии и др. Важнейшим вкладом в мировую науку явилась разработка И.Мациевским системно-этнофонической методологии изучения инструментализма, теории контонации, когнитивного органологии, основ комплексной синтезирующей транскрипции (включая универсальный знак микроальтерации), а также проблематики маргинальных этнических массивов традиционной культуры, артикуляционных особенностей и типология художественного текста в этнической вокальной и инструментальной музыке, проблемы музыкальной этнопедагогики.

Учебно-методическая тематика нашла отражение в: становлении концепции системного этномузыкального образования и создании (совместно с В.Л.Калабердой) Финно-угорской музыкальной академии (ныне – кафедры музыки финно-угорских народов ПГК); написании, публикации и внедрении  в учебный процессов кафедры музыки финно-угорских народов, а также Саратовской, Киевской, Львовской консерваторий  серии учебных программ; создании и публикации 2 глав (5.Музыкальные инструменты; 6.Инструментальная музыка) коллективного учебника для вузов России «Народное музыкальное творчество», выдержавшего уже 9 тиражей.  

Творческий, научно-методический и исследовательский потенциал И.Мациевского реализуется также в участии, организации и проведении многочисленных всероссийских и международных конференций, симпозиумов, конгрессов в Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве, Вроцлаве, Вене, Таллинне, Клайпеде, мн.др.городах России и стран зарубежья. В России и за рубежом издано более 300 научных и творческих работ, среди которых ок.20 – монографических, а также опубликованных в рецензируемых научных журналах списка ВАК (среди них журналы «Вестник ЧГАКИ» и «Проблемы музыкальной науки»), многие из которых активно используются в учебной работе музыкальных вузов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Неоднократно выступал официальным оппонентом докторских и кандидатских диссертационных работ и рецензентом целого ряда научных и методических трудов, в том числе, в журналах списка ВАК. Автор методики преподавания музыкальной антропологии, органологии, истории и теории этноинструментоведения, которые успешно внедряются и функционируют в образовательном поле ряда вузов России и Беларуси.

Неоднократно проводил мастер-классы в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Люблине, Ольштыне, Чебоксарах, Новгороде и др., был членом и  председателем жюри Международных конкурсов «Венок Шопену» (Новгород) им. М.Мусоргского (Псков), им. Г.Хоткевича (Харьков), духовной музыки «Магутны Божа» (Могилев), «Берегиня» (Луцк), «Кубок Севера» (Череповец), этнической музыки (Вильнюс), «Композиция – ХХI» (Петрозаводск) и мн.др.

Воспитал более 300 специалистов – композиторов, музыковедов, этномузыкологов, инструментоведов, исполнителей, работающих в разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Среди них 2 ректора и 2 проректора музыкальных ВУЗов, профессора, доценты, преподаватели, научные сотрудники НИИ, члены союзов композиторов России, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Польши, Молдовы. Студенты и аспиранты класса И.Мациевского работают в музыкальных образовательных, научно-иссдедовательских и концертных организациях России, Украины, Беларуси, Литвы, Казахстана, Финляндии, Германии, США . Многие из них – лауреаты и дипломанты Всероссийских и Международных конкурсов, конференций и фестивалей, регулярно выступают в концертах современной музыки, с докладами на внутривузовских, межвузовских, всероссийских, международных научных конференциях и творческих школах в Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве, Алматы, Астане, Бишкеке, Львове, Киеве, Харькове, Новосибирске, других городах России, стран Евразии, Польши, Финляндии, Германии, США, регулярно публикуют свои музыкальные произведения, материалы докладов и статьи.

Под научным руководством И.Мациевского защищены 27 кандидатских и 6 докторских диссертаций в области искусствоведения, по специальностям 17.00.02. Музыкальное искусство, а также 17.00.09 – История и теория искусств.

Среди опубликованных монографических изданий:

Композиторские
Польские тетради. – СПб, 2001.
«Вступление в Апокалипсис» - сонатный диптих ( 2 сонаты) для виолончели соло. – СПб., 2007.
Избранные хоровые произведения. – СПб., 2001.
Zaskoczenia / Cykl wokalny– SPb., 2002
«Беспокойство», триптих для солистов, женского хора и ф-но. – СПб.ю, 2003.
Музыка для оркестра а русских народных и нструментов (вкл. Концерто-гроссо «Перепутаница»). – Челябинск. 2003.
Пісеньки для Каті (вокальн.цикл). – Харків, 2006.
Ашкеназские мотивы. – СПб., 2006.
Концерт для трех фортепиано.- Петрозаволдск, 2013.

Научные
Жанрові угрупування української традиційної інструменттальної музики. – Львів,  2000.
Ігри і співголосся. Контонація. – Тернопіль, 2003. 
Народная инструментальная музыка как феномен культуры. – Алматы. 2007.
Музичні інструменти гуцулів. – Вінниця, 2012.
В пространстве музыки. – Т.2. – С Пб., 2013.

Учебно-методические
Я росту. Ансамблi з скрипкою.- Вiнниця, 2011.
Учитель и ученик. – СПб., 2012
5 глава «Музыкальные инструменты»,
6 глава «Инструментальная музыка» учебника для ВУЗов РФ «Народное музыкальное творчество». – СПб., 2007.

Труды И.Мациевского изданы на русском, украинском, белорусском, польском, болгарском, сербском, английском, немецком, литовском языках.

Творчеству и научной работе И.Мациевского посвящены более 100 опубликованных работ на русском, украинском, белорусском, польском, немецком, финском, литовском и др. языках.