Яркова
Елена Николаевна

Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 42 года (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 42 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: elena.yarkova@glazunovcons.ru

Образование

Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ныне Институт режиссуры, актёрского и изобразительного искусства). Улан-Удэ (1977).

Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства) Москва (1986). 

Защита кандидатской диссертации на тему «Сценическое время в психологическом театре», специальность 17.00.01 Театральное искусство (Секторе Театра ВНИИ Искусствознания, ныне Государственный Институт Искусствознания, Москва, 1992). 

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 15–19 декабря 2020г.). 

Профессиональная деятельность 

1979–1981 г. – преподаватель кафедры театральной режиссуры Восточно-Сибирского государственного института культуры.  

1979–1981 г. – помощник главного режиссёра по литературной части в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева (Улан-Удэ). 

1981–1985 г. – преподаватель режиссуры и мастерства актёра СКПУ им. Абая на отделении театральной режиссуры и актёрского мастерства (Семипалатинск, КазССР). 

1985–2004 г. – доцент кафедры театральной режиссуры и актёрского мастерства АГИК (Барнаул). 

2005–2011 г. – доцент кафедры социально-культурной деятельности АГИК, преподаватель основ режиссуры и актёрского мастерства.  

2012–2017 г. – доцент кафедры театрального искусства и актёрского мастерства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Руководитель (мастер) актёрских курсов специальности «Актёрское искусство», специализаций «Артист драматического театра и кино», «Артист музыкального театра», преподаватель базовых дисциплин профессионального специального цикла. 

С 2018 года – доцент кафедры вокального и театрального искусства Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, преподает дисциплины «Сценическая подготовка и актёрское мастерство», научное руководство ВКР (53.04.02 - магистратура); «Сценическая речь», «Сценическая речь артиста драматического театра и кино», «История театра» (52.05.01 – специалитет); «Основы актёрского мастерства», «Сценическая речь» (53.03.03 – бакалавриат; 53.05.04 – специалитет).

В качестве педагога и режиссера-постановщика осуществила более 30 постановок спектаклей различных жанров.

Участие в творческих конкурсах, фестивалях

  • Театральный фестиваль «Сердце Азии». Барнаул (1999).
  • Театральный фестиваль «Театральная провинция» Бийск (1999).
  • Театральный фестиваль «Сердце Азии» Барнаул (2005).
  • Театральный фестиваль «ШАГ» Барнаул (2015).
  • Театральный фестиваль «Кастинг-Кастинг» Пермь (2016).  

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия

  • Сценическое время актёра: учебно-методическое пособие. Барнаул: АГИК, 1995. 48 с.
  • Современные проблемы режиссуры и мастерства актёра: учебная программа и учебно-методический материал авторского спецкурса. Барнаул: АГИК, 1995. 17 с.
  • Методика преподавания режиссуры и мастерства актёра: учебная программа и учебно-методический материал курса. Барнаул: АГИК, 1995. 20 с.
  • История западноевропейского и русского театра: программа и методические рекомендации к ГЭК. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1996. 60 с. 
  • Теория режиссуры и мастерства актёра: учебная программа и методические указания к ГЭК. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1996. 38 с. (соавторы: В.А. Андрейчук, Н.Д. Вязигин, В.П. Марин, Г.В. Старков, Е.Ф. Шангина).
  • История русского драматического театра (от истоков до 90-х гг. ХХ века): учебная программа и методические указания. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1997. 44 с.
  • Режиссёрские принципы и методика работы с актёром Анатолия Васильевича Эфроса: лекция по курсу «Теория режиссуры» для студентов режиссёрских специализаций вузов искусств и культуры. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2001. 39 с.
  • Сценическое время: Теория и практика режиссуры: монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. 127 с.
  • Этапы профессионального обучения: учебное пособие для студентов театральных специализаций вузов искусств и культуры по специальности 05.01.00 «Актёрское искусство». Барнаул: Изд-во АГИИК, 2004. 133 с. (соавтор – Г.В. Старков).
  • Основы режиссуры и актёрского мастерства: учебная программа и методические указания курса. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. 16 с.
  • Основы режиссуры и актёрского мастерства: учебно-методические рекомендации по изучению курса для студентов дневного отделения. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 36 с.
  • Метод физических действий в работе актёра: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 «Народное художественное творчество». Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. 131 с. (соавтор – Г.В. Старков).
  • Основы режиссуры и актёрского мастерства: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. 39 с.
  • Основы режиссуры и актёрского мастерства: сборник контрольных заданий. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. 31 с.
  • Основы режиссуры и актёрского мастерства: курс лекций. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. 71 с.
  • Живой театр. Метод физических действий и система Станиславского как опыт саморазвития театра: монография. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. 190 с.
  • Метод и система К. С. Станиславского: история и взаимосвязь: монография. Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2011. 319 с.
  • Формирование метода и системы в творчестве К. С. Станиславского: монография. Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2011. 303 с.
  • Телесная практика в творчестве актёра: учебное пособие для студентов театральных специализаций высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070301.65 «Актёрское искусство». Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. 72 с.
  • Метод К. С. Станиславского: физическое действие в работе актёра: учебное пособие для студентов театральных специализаций высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070301.65 «Актёрское искусство». Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. 175 с. 
  • Мастерство актёра: обучение в театральной школе: учебное пособие для студентов театральных специализаций высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070301.65 «Актёрское искусство». Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. 144 с. 
  • Метод и система в творчестве К. С. Станиславского: учебное пособие для студентов театральных специализаций высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070301.65 «Актёрское искусство». Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. 250 с.

Публикации в научных изданиях

  • Индивидуальные занятия в обучении режиссуре и мастерству актёра // Научно-методическое обеспечение учебного процесса в институтах культуры. Барнаул: АГИК, 1986. С. 164‒168.
  • Индивидуальные занятия по режиссуре и мастерству актёра на заочном отделении // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. Научная конференция: тезисы докладов. Барнаул: АГИК, 1988. С. 102‒104. 
  • Художественное время в психологическом театре // Элементы режиссёрской выразительности: сб. ст. и метод. разработок для студентов театрально-режиссёрского отделения вузов культуры. Барнаул: Изд-во АГИК, 1991. С. 96‒109. 
  • Режиссёрская пауза // Элементы режиссёрской выразительности: сб. ст. и метод. разработок для студентов театрально-режиссёрского отделения вузов культуры. Барнаул: Изд-во АГИК, 1991. С. 53‒65. (соавтор – Шангина Е.Ф.). 
  • Сценическое время в психологическом театре: автореферат дис. … канд. иск.: 17.00.01 Театральное искусство. Москва, 1992. 20 с. 
  • Сценическое время – главная реальность театрального искусства // Элементы режиссёрской выразительности. Вып. 2. Часть 1. Барнаул: Изд-во АГИК, 1998. С. 81‒93.  
  • Театр: Музыка и ритуал // Элементы режиссёрской выразительности. Вып. 2. Часть 2. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1998. С. 63‒83. (соавтор – Сладченко В.К.). 
  • Режиссёр А.А. Васильев // Элементы режиссёрской выразительности. Вып. 2. Часть 1. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1998. С. 94‒107. 
  • Театральная профессия АГИИК // Вестник культуры Алтайского края. 2001. № 1. С. 34‒37.
  • Режиссёрское искусство Анатолия Васильевича Эфроса // Портреты: курс лекций для студентов театральных специализаций вузов искусств и культуры. Вып. 2. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. С. 81‒105. 
  • Комплексный тренинг психофизики актёра // Опыт и проблемы повышения качества обучения в АГИИК. Научно-практическая конференция: тезисы докладов. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. С. 139‒142.
  • Внутреннее пространство театра и процессы самоорганизации в театральном искусстве // Вестник Алтайской науки. 2005. № 1. Культура. С. 157‒166. 
  • Метод и «система» К. С. Станиславского или первый междисциплинарный анализ творчества актёра // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 3 [28]. С. 269‒272.
  • Метод и «система» К. С. Станиславского о восприятии как физическом действии актёра // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1 [26]. С. 48‒50.
  • Телесная практика в творчестве актёра // Эпистемология креативности / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е. Н. Князева. М.: Канон +, 2013. С. 434‒475.
  • Время – пространство актёра // Омский научный вестник. 2015. № 2 (136). Серия «Общество. История. Современность». Искусствоведение. С. 257‒260.
  • К проблеме сценического восприятия в работе актёра // Молодёжь третьего тысячелетия: XXXIX Региональная студенческая научно-практическая конференция: тезисы докладов / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования Омской обл., Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского; [отв. ред. С. В. Белим]. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. С. 343‒344. (соавтор – В.И. Капустян). 
  • Работа актёра над инсценировкой прозаического текста // Молодёжь третьего тысячелетия [электронный ресурс]: сборник научных статей / [отв. ред. С. В. Белим]. Электронный текст дан. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD – ROM). (соавтор – К.А. Кочуева). 
  • Этюдные подходы к учебному спектаклю // Учебный спектакль в современной театральной школе: материалы Российской (с международным участием) научно-практической конференции [Ярославль, 10 декабря 2018 г.]. Ярославль: ЯГТИ, 2019. С. 159‒168.
  • Певческая интонация и физическое действие оперного артиста: междисциплинарный анализ // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 2 (39). С. 176‒184. 

Участие в конференциях 

  • Российская (с международным участием) научно-практическая конференция «Учебный спектакль в современной театральной школе». Ярославль, Ярославский театральный институт, 10 декабря 2018 года. Доклад «Этюдные подходы к учебному спектаклю». 
  • Межвузовский телемост «Учебно-исследовательская составляющая в обучении китайских магистрантов, ассистентов-стажёров и аспирантов: пути повышения эффективности и продуктивности пост-бакалаврского образования». Саратовская государственная консерватория Л.В. Собинова. Открытая научно-творческая лаборатория «Образ и текст в их взаимодействиях: современные подходы», 18 ноября 2020. Доклад «Учебно-научное взаимодействие с китайскими авторами ВКР». 
  • II Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Российская театральная школа в XXI веке». Ярославль, Ярославский театральный институт, 25 ноября 2020. Доклад «Сценическое восприятие и физическое действие актёра». 

Благодарственные письма, награды

  • Благодарственное письмо Русской Православной Церкви Московского Патриархата от Епископа Барнаульского и Алтайского Максима, ректора Барнаульского духовного училища «За неоценимую помощь и понесённые труды» (2004).
  • Диплом участника театрального конкурса «Моя несыгранная роль», проходившего в рамках фестиваля Комитета по культуре Администрации города Барнаула «Барнаульская весна» (2007).
  • Малая Золотая медаль за монографии «Метод и система К.С. Станиславского: История и взаимосвязь» (2011) и «Формирование метода и системы в творчестве К.С. Станиславского» (2011). Диплом конкурса «ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ITE Сибирская Ярмарка» Учсиб – 2012 Учебная книга.  
  • Благодарственное письмо «За поддержку III-го Театрального фестиваля курсовых и дипломных работ студентов и выпускников специальности «Актёрское искусство».  Администрация Алтайского края, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайский государственный театр музыкальной комедии (Барнаул, 2015).  
  • Благодарственное письмо Министерства труда и социального развития Омской области за участие в подготовке и проведении регионального этапа Международного фестиваля-конкурса «Дитя Вселенной» (Омск, 2015).
  • Грамота Пятого Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2015» в номинации «Культура, искусство, дизайн» за учебное пособие «Метод К.С. Станиславского: физическое действие в работе актёра» (2014) по специальности 070301.65 «Актёрское искусство». 
  • Диплом III-го Театрального фестиваля курсовых и дипломных работ студентов и выпускников специальности «Актёрское искусство» «ШАГ» в номинации «За попытку открытия актуальной темы» (Барнаул, 2015).
  • Благодарственное письмо «Спасибо-Спасибо» от Художественного руководителя Пермского академического Театра-Театра Бориса Мильграма, главного режиссёра Владимира Гурфинкеля, директора Анатолия Пичкалёва и всего коллектива театра за участие в Большом всероссийском Кастинге-Кастинге выпускников специальности «Актёрское искусство» (Пермь, июнь 2016).
  • Благодарственное письмо Саратовской государственной консерватории Л.В. Собинова за активное участие с докладом «Учебно-научное взаимодействие с китайскими авторами ВКР» в работе Межвузовского телемоста Открытой научно-творческой лаборатории «Образ и текст в их взаимодействиях: современные подходы»: «Учебно-исследовательская составляющая в обучении китайских магистрантов, ассистентов-стажёров и аспирантов: пути повышения эффективности и продуктивности пост-бакалаврского образования» (Саратов, 18 ноября 2020).