Горная
Ирина Николаевна

Профессор кафедры

Музыковед, педагог, певица (сопрано)
Доктор искусствоведения
Дис.: «Финская камерно-вокальная музыка XX века» (2007)

Профессор кафедры (2006)
Награждена Знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (2003)


Образование

Родилась в г. Пудоже Карельской АССР.
В 1974 году с отличием окончила теоретическое отделение Петрозаводского музыкального училища им. К.Э. Раутио. 
В 1979 году также с отличием окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности "музыковедение" (класс доцента О. А. Бочкаревой, тема дипломной работы: «Формообразование в “Весне священной” И. Стравинского»). Затем обучалась в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (научный руководитель — профессор А. И. Климовицкий; окончила в 1987 году).
В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Жанр оратории в творчестве композиторов Венской классической школы».
Участвовала с докладами на международных музыковедческих конференциях и конгрес-сах (Бельгия 2002 , Финляндия 2000, 2004; Франция 2003, Швейцария 2007).
Член жюри конкурсов музыкальных училищ Северо-Запада, Всероссийского конкурса студенческих работ.

Повышение квалификации

Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», удостоверение (декабрь, 2012)
Авторский курс доктора иск., профессора Московской государственной консерватории К.В. Зенкина, сертификат (октябрь, 2013) 
Курсы повышения квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», удостоверение (ноябрь, 2015) - 36 ч.
Краткосрочное обучение по программе «История и теория музыкальных жанров и форм», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (октябрь-декабрь, 2017)

Профессиональная деятельность

С 1979 года преподает в Петрозаводской консерватории, с 1994 года – доцент, с 2006 года – профессор.
Ведет дисциплины «Музыкальная форма», «Сольфеджио», «Методика преподавания анализа музыкальной формы».
Общий стаж работы и стаж работы по специальности по состоянию на 01.09.2016 составляет 37 лет.
Работа выпускника М. Заозерного «Концертштюк: некоторые аспекты истории и архитектоники» заняла II место на Всероссийском конкурсе студенческих работ (2000).

Выступала с докладами на международных музыковедческих конференциях и конгрессах (Бельгия 2002 , Финляндия 2000, 2004; Франция 2003, Швейцария 2007, Великобритания 2010, 2011; Латвия 2012, 2013).

Ученики
Дипломные работы

  • Цимко С. «Одиннадцать органных хоральных прелюдий И.Брамса: к вопросу цик-ла» (1990)
  • Бобко А. «Жанровые и композиционные особенности оратории Р.Шумана «Рай и Пери» (1992)
  • Арсеньева Н. «Некоторые особенности тематизма и формообразования в опере ''Вертер'' Ж.Массне» (1993)
  • Мокова С. «О композиционных особенностях ''Венгерских рапсодий'' Ф.Листа» (1994)
  • Ветошкина Т. «Сонатная форма в первых частях камерно-инструментальных сонат И.Брамса» (1996) 
  • Заозерный М. «Концертштюк: некоторые аспекты истории и архитектоники» (2000)
  • Романов И. «”Брокес-Пассионы’’ Г.Ф.Генделя: вопросы музыкальной драматургии» (2012)
  • Шодиева В. "Музыкальная драматургия кантат Е.Фирсовой на стихотворения О. Мандельштама" (2018)

Научные труды. Издания. Публикации
Книги

  • Финская камерно-вокальная музыка ХХ века: монография. Петрозаводск: Карелия, 2005. 392 с.

Публикации в научных изданиях

  • О поиске в области симфонического жанра (об ораториальной симфонии Э.Патлаенко «Русия и меч» // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С.14–15
  • Б. Асафьев о Венском классицизме // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 46–47. 
  • Нравственно-эстетический смысл оратории Бетховена и значение ее в истории развития жанра // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: тезисы докладов научно-методической конференции. Петрозаводск, 1985. С.79–82.
  • Прометеевский идеал в оратории Бетховена // Актуальные вопросы общественных наук: тезисы докладов научно-методической конференции молодых ученых и специалистов. Петрозаводск, 1985. С.93–94.
  • Нравственно-эстетические идеалы эпохи Просвещения и оратории Гайдна // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество. Фольклор Карелии. Художественное наследие: материалы докладов конференции. Петрозаводск, 1986. С.69–73.
  • Пассионные жанры в венском классицизме // Эволюционные процессы музыкального мышления: сборник научных трудов / отв. ред. А.Л.Порфирьева. Л.: ЛГИТ-МиК, 1986. С.55–68. 
  • О сонатах-фантазиях для кларнета соло В.Н. Угрюмова // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: материалы докладов научно-методической конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Петрозаводск, 1987. С.69–71.
  • Инструментальная соната в творчестве Г. Вавилова, В. Кошелева, В. Угрюмова (70–80-е годы) // Музыковедческие чтения, посвященные 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С.27–32.
  • Тема «Калевалы» в творчестве В. Угрюмова // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988. С.151–158.
  • Сюжет классицистской оратории в свете диалога барокко и классицизма // Теория, история, психология музыкального искусства: сб. статей. Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. С.60–65.
  • Хоровой цикл «Карелия» Альберта Лемана // Музыкальная культура Карелии. Вып.4. Петрозаводск, 1991. С.45–55.
  • Об элементах эпического в романсах и песнях Эдварда Грига // Donatio Musicologica/ сост., ред. и вступ. ст. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1994. С.86–96.
  • Жанрово-стилевые истоки «Освобожденной Бетулии» Моцарта // Выбор и сочетание: открытая форма: сб. статей к 75-летию Ю.Г.Кона / под ред. И. Н. Барановой, Б. А. Каца, А. И. Климовицкого, К. И. Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург: Муз-фонд, 1995. С.98–101.
  • Кантатно-ораториальные жанры // Профессиональная музыка Карелии: очерки / сост. Ю.Г.Кон, Н.Ю. Гродницкая. Петрозаводск: Карелия, 1995. С.45–53.
  • Камерно-инструментальные и камерно-вокальные жанры // Профессиональная музыка Карелии: очерки / сост. Ю.Г. Кон, Н.Ю. Гродницкая. Петрозаводск: Карелия, 1995. С.70–88. Соавтор О. Бочкарева.
  • Мотивы сна в романсах Глазунова // Глазунов, Нильсен, Сибелиус – жизнь, творчество, эпоха: (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции, 4–6 декабря 1995 года. Петрозаводск, 1996. С.34–36.
  • К вопросу о теме в вокальном цикле Нильсена «Шесть песен на стихи Людвига Хольстейна // Глазунов, Нильсен, Сибелиус – жизнь, творчество, эпоха: (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции, 4–6 декабря 1995 года. Петрозаводск, 1996. С.37–39.
  • Эпические мотивы в романсах и песнях Грига // «Свое» и «чужое» в культуре на-родов европейского Севера: тезисы докладов межвузовской научной конференции. Петрозаводск, 1997. С.73–76.
  • Об архитектонике последнего вокального цикла Сибелиуса на стихи Рунеберга // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: сб. науч. статей / Ред.- сост. К.И.Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1998. С.30–37.
  • «Свои» и «чужие» цветы в вокальном цикле Я.Сибелиуса опус 88 // «Свое» и «чужое» в культуре народов европейского Севера: тезисы докладов 2-й международной научной конференции. Петрозаводск, Изд-во Петрозаводского университета, 1999. С.72–74. 
  • К вопросу о традициях и новаторстве в «неаполитанской» оратории Й.Гайдна «Возвращение Товии» // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: сб. науч. статей. Петрозаводск, 2000. С.180–189. 
  • Темы «Кантелетара» в творчестве композиторов Карелии и Финляндии // Музыка в Карелии: научный и практический опыт ХХ века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск: ПГК, 2000. С.14–16. 
  • Жанровые мотивы Lied в вокальном цикле Я.Сибелиуса опус 50 // Междисциплинарный семинар – 3. Петрозаводск, 2000. С.37–43. 
  • Воспитательная функция эстетического восприятия образов природы (на примере финской вокальной лирики ХХ века) // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение Карелии: вторые Арсеньевские чтения: материалы международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2000. С.395–400. 
  • Поэтика севера в «Песнях северной горы» Ю. Килпинена // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции 1-4 декабря 2000 года. Петрозаводск, 2000. С.100–103. 
  • Поэтика северной природы в финской вокальной лирике ХХ века // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: (Материалы 3-й международной научной конференции). Петрозаводск, 2001. С.76–83. 
  • О «своих» и «чужих» цветах в вокальном цикле Я. Сибелиуса Opus 88 // «Свое» и «чужое» в культуре: Сборник научных статей. Вып.2. Петрозаводск, 2001. С.36–46.
  • Мотивы природы в вокальной лирике Тойво Куулы // ХIV Конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. Москва – Архангельск, 2001. С.255–257. 
  • О синтезе национального и общеевропейского в камерно-вокальной музыке Яна Сибелиуса // Синтез в русской и мировой художественной культуре (памяти А.Ф.Лосева): сборник материалов конференции. М., 2002. С.158–161. 
  • Style Periods in the History of 20th-Century Finnish Vocal Music // International Musico-ligical Society: Programme. Abstracts. 17th International Congress. Mgr. Sencie Institute . Leuven, 1-7 August 2002. Leuven-Peer: Аlamire Foundation, International Centre for the Study of Music in the Low Countries & Department of Musicology, 2002. Р.370.
  • Роль Петербургской консерватории в развитии финской музыкальной культуры // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862–2002: мате-риалы международной научной сессии, посвященной 140-летию консерватории (17–19 сентября 2002) / отв.ред. и сост. Л.Г.Данько. СПб., 2002. С.46–48. 
  • Поэзия Г. Гессе в творчестве Ю. Килпинена // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: ма-териалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года / под ред. И.Н. Барановой, К.И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2002. С.135–138. 
  • Пути развития финской камерно-вокальной музыки в ХХ веке // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. трудов по материалам конференции 24–26 сент. 2002 / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С.129–144. 
  • Эстетика Национального Романтизма в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. М., 2003. С.127–130. 
  • О «своем» и «чужом» пейзаже в финской камерно-вокальной музыке // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: материалы 4-й международной научной конференции). Петрозаводск, 2003. С.133–136. 
  • Поэтика пейзажа в финской вокальной музыке // Скандинавские чтения 2002 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2003. С.364–373. 
  • The Art of “Plaiting Garlands” and “Making up Bouquets” in Jean Sibelius’s Song Cycle, Opus 88 // Sibelius Forum II Proceedings from the Third International Jean Sibelius Conference Helsinki December 7–10, 2000 / Edited by Matti Huttunen, Kari Kilpeläinen and Veijo Murtomäki. – Sibelius Academy Department of Composition and Music Theory. Helsinki, 2003. – P.287–292. 
  • О синтезе песенных традиций в творчестве Юрьё Килпинена // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Четвертой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. М., 2004. С.125–129.
  • Народно-жанровая тематика в камерно-вокальной музыке финских композиторов // ХV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов, Москва, 23–26 июня 2004 г. Ч.2. М., 2004. С.292–295.
  • The gold age in the history of Finnish vocal music // 14th Nordic Musicological Congress Sibelius Academy 11–14 August 2004: Programme. Abstracts. Helsinki, 2004. P.91.
  • Летние мотивы в финской музыке // LiteraruS – Литературное слово. Хельсинки. 2004. № 6. С.8–11.
  • Весенние мотивы в музыке финских композиторов // LiteraruS – Литературное слово. Хельсинки. 2005. № 7. С.10–13.
  • Музыкально-поэтический мир Лапландии и финская камерно-вокальная музыка ХХ века // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / науч. ред. И.Г. Минераловой. М.: МПГУ, 2005. С.87–92.
  • Поэтические истоки Финской песни ХХ века // Музыкальная академия. 2006. № 2. С.176–181.
  • Поэтика пейзажа в финской вокальной музыке ХХ века // LiteraruS – Литературное слово. Хельсинки. 2006. № 12. С.60–63.
  • Национальные праздники и финская музыка ХХ века // Музыковедение. 2006. № 4. С.15–19.
  • Шведская поэзия в песнях Яна Сибелиуса // Скандинавские чтения 2004 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2006. С.369–375. 
  • Синтез вербальных языков и поэтических текстов в финской песне второй половины ХХ века // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Шестой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. М., 2006. С.88–92.
  • World Poetry in Finnish Vocal Music of the 20th Century // 18.Kongress der Internationa-len Gesellschaft für Musikwissenschaft Zürich, 10. bis 15. Juli 2007. Р.176.
  • Внутренний мир жителей Севера – о финских песнях // Музыкальная Финляндия – Finland Musicland: музыка Суоми 2007 (тексты на русском и английском). Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, 2007. С.80–83.
  • Женские образы в финской камерно-вокальной музыке // ХVI конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: Материалы конференции, Архангельск, 9–12 сентября 2008 г. – Ч.2. Москва-Архангельск, 2008. – С.9–11.
  • Тема праздника в финской вокальной музыке // Скандинавские чтения 2006 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С.413–421. 
  • “Свои” и “чужие” языки в финской вокальной музыке ХХ века // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Материалы 7-й межвузовской научной конференции. – Петрозаводск, 2009. – С.67–69.
  • Русские литературные источники в финской камерно-вокальной музыке // Скандинавские чтения 2008 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. – СПб.: МАЭ РАН, 2010. – С.479–487.
  • Немецкая поэзия в финской музыке // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / ПГК им. А.К.Глазунова. – Петрозаводск, 2010. – С.154–161.• Рецензия на монографию Н.И.Дегтяревой «Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии // Opera Musicologica: научный журнал Санкт-Петербургской консерватории. – № 3 [5]. – 2010. – С.150–154.
  • Intercultural and National Contexts in Finnish Chamber Vocal Music of the 20th Century // Theses of 7th International Scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. Daugavpils University, 2012. P.12-13. 
  • Образы Лапландии и саамский фольклор в вокальном творчестве композиторов Финляндии // Скандинавские чтения 2010 года: этнографические и культурно-исторические аспекты / отв.ред., сост. Т.А.Шрадер. СПб.: МАЭ РАН, 2012.  С.356-366. 
  • Общеевропейское и национальное в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V. Zinātnisko rakstu krājums. ‒ Daugavpils: Daugavpils universotātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. P. 199‒207. 
  • Semantics of Night in Finnish Chamber Vocal Music// Abstracts of the 8th International scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2013. P. 12‒13.
  • Криптофонические вариации Д.Н.Смирнова: от вербального импульса к форме // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова. Петрозаводск, 2013. С. 317–329.
  • Семантика ночи в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2014. P. 220‒229.
  • Русская литература в произведениях композиторов Финляндии // «LiteraruS-Литературное слово». Хельсинки. 2014. № 3. С. 55-58.
  • Калевальская тематика в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Музыкальная традиция Северной Карелии: [сборник] / Петрозав. гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова. – Петрозаводск, 2013. – С.18-25.
  • Традиции Н. Римского-Корсакова в романсах Глазунова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 4 (39). СПб., 2015. С. 85‒91.
  • Женские образы в финской камерно-вокальной музыке: от богини до крестьянки // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V. Zinātnisko rakstu krājums. ‒ Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P.237–246.
  • Finnish Composers in Dialogue with Russian Literature // Sociocultural Crossing and Borders: Musical Microhistories / Editing and compiling Rūta Stanevičūtė & Rima Povilionienė. Vilnius, 2015. P.409–425.
  • Поэзия сборника «Кантелетар» в творчестве композиторов России и Финляндии // «LiteraruS-Литературное слово». Хельсинки. 2015. № 3. С. 69–73.
  • Семантическое пространство песен Яна Сибелиуса» // Музыкальное искусство в процессах культурного обмена: Статьи и материалы в честь А. И. Климовицкого (проблемы музыкознания 10). СПб.: РИИИ, 2015. С.150–162.
  • Пейзаж в финской камерно-вокальной музыке: от Италии до Лапландии» // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VIII. Zinātnisko rakstu krājums. ‒ Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2016. P. 204‒213.
  • Женские портреты в финской камерно-вокальной музыке // LiteraruS - Литературное слово. Хельсинки, 2016. № 3 (52). С.78‒81.
  • «Симфония» слова и живописи в хоровой сюите «Мунк» Тимо-Юхани Кюллёнена // В пространстве смыслов: текст и интертекст: сб. статей. Петрозаводск: Verso, 2016. С. 148‒159.
  • Семантика смерти в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Скандинавские чтения 2014 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб: МАЭ РАН, 2016. С. 227‒237.
  • Специфика поэтических текстов в финской камерно-вокальной музыке второй половины ХХ века // Скандинавские чтения 2016 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб: МАЭ РАН, 2018.
  • О жанровой природе фортепианного цикла Леопольда Годовского «Триаконтамерон» // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. № 2 (10). (в соавт. с Т. Капустиной).
  • Калевальская тематика в финской камерно-вокальной музыке ХХ века // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. № 3 (11). С. 1‒13.

Методические работы
Советское музыкознание о высотно-тембровой природе звука // Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание» / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1990. С.23–26.
Реквием и месса в интерпретации Э. Раутаваары // Финский сборник: пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2 / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1992. С.37–39.
О музыкальном языке и композиции вокального цикла Р. Глиэра «Газелы о розе» // Музыка в ряду искусств: методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание» / ред.-сост. И.Н. Горная. Петрозаводск, 1994. С.73–87.
Статьи в справочных изданиях
Энциклопедия «Карелия». Петрозаводск, 2007– : К.И Векслер, Кантатно-ораториальная музыка.
Публикации об этом педагоге
Гродницкая Н.Ю. К развитию сольной песни в Финляндии // LiteraruS – Литературное слово (Историко-культурный и литературный журнал на русском языке). – Хельсинки. 2006. № 11. С.30–33.
Fomina, Tatjana. Irina Gornaja: Harmoniaa etsimässä // Carelia. 2005. № 12. С.105–111.
Концертная деятельность
С 1993 года регулярно выступает с сольными вокальными программами. В репертуаре камерно-вокальная музыка австрийских, итальянских, немецких, норвежских, русских, французских, финских, шведских композиторов.

Портфолио профессиональной деятельности