Векслер
Климентий Иосифович

Заведующий кафедрой струнных инструментов, кандидат искусствоведения, профессор

E-mail: natalia.akkuratova@glazunovcons.ru

Заслуженный артист России (1991)
Народный артист Карелии (2012)
Кандидат искусствоведения 
(дис. "Скрипичные сонаты Л.Бетховена первого периода", научный консультант – профессор, доктор искусствоведения  Л.Н. Раабен, 1971) 

Образование

Родился в Ленинграде. Заниматься на скрипке начал в годы войны в Новосибирске, первый учитель - известный педагог И.А. Гутман. По возвращении из эвакуации в Ленинград по результатам прослушивания был зачислен в 6-ой класс средней специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории в класс выдающегося музыканта, педагога, композитора Вениамина Шера. Под руководством В.Шера окончил ССМШ (1950),  Ленинградскую государственную консерваторию по специальности "скрипка" (1956, с отличием), а затем аспирантуру ЛОЛГК по специальности "скрипка" (1964). С первым сольным концертом выступил в возрасте 13 лет. С 1952 до окончания консерватории и аспирантуры ежегодно выступал с сольными концертами в двух отделениях в Малом зале имени А.К. Глазунова ЛОЛГК.

Профессиональная деятельность

С 1955 года преподавал в Детской музыкальной школе Калининского района Ленинграда.

С 1956 года  -  солист Карельской филармонии в Петрозаводске; ведет активную концертную деятельность в городах  России, Украины, Финляндии, Германии, Франции, Швеции, Норвегии. Выступает с сольными концертами, в качестве солиста с симфоническим оркестром (дирижеры – Юрий Аранович, Сергей Трубачев, Виталий Катаев, Виктор Сайко, Николай Рабинович, Александр Дмитриев, Юрий Крамаров, Эдвард Чивжель, Олег Солдатов, Эдуард Зондерегер и другие); выступает с камерными концертами (среди партнеров  - Елена Шафран, Исай Рензин, Ирина Саравайская, Владимир Касаткин, Фелиция Фондаминская, Татьяна Загоровская, Виктор Абрамов, Сергей Сухов, Краснослав Зубравский, Сергей Осадчук и другие).

С 1956 года ведет педагогическую деятельность в Петрозаводске: в Детской музыкальной школе №1 и музыкальном  училище имени К.Э. Раутио. С 1967 года преподает в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории, с 1971 года - заведующий кафедрой струнных инструментов, ведет класс скрипки. По состоянию на 01.09.2016 общий стаж работы и стаж работы по специальности - 60 лет, стаж работы в консерватории - 49 лет. За время работы в Петрозаводской консерватории подготовил более 160 специалистов в высшем и среднем звене музыкального образования: 131 - в консерватории, 38 - в муз. училище, колледже и специализированной школе искусств (СШИ). 

Среди них – заслуженный артист России, солист филармонии, художественный руководитель камерного оркестра Вологодской филармонии Александр Лоскутов; заслуженная артистка Украины, солистка филармонии, художественный руководитель камерного оркестра «Камерата» Винницкой филармонии Ирина Френкель (Волощенко), артист Балтиморского симфонического оркестра Леонид Брискин (США),  артист заслуженного коллектива республики Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Сергей Тетерин,  артистка оркестра Ковент-Гарден Юлия Довгялло (Лондон, Великобритания), концертмейстер оперного оркестра г.Ульм и артист камерного оркестра Штутгарта Эдуард Зондерегер (Германия), концертмейстер симфонического оркестра Оулу (Финляндия) Надежда Пугачева, артистка Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Александра Дмитриева Юлия Томилова, артист Академического симфонического оркестра Московской филармонии под руководством Юрия Симонова Всеволод Аношкин, артист Минского академического симфонического оркестра Беларуси Сергей Белозерцев, артистка  симфонического оркестра Тромсе Аэлита Степанова (Норвегия), артист оркестра Мариинского театра Владимир Поденков, концертмейстер оркестра Музыкального театра Республики Карелия Людмила Елькова, концертмейстер камерного оркестра Архангельской филармонии Мария Латышева (Мищенко), а также лауреаты международных конкурсов и фестивалей Илья Елин, Татьяна Залужная, Илья Мовчан, Надежда Пугачева, Динара Мансурова, Эдуард Зондерегер (мл.), Наталия Патракеева, Татьяна Ерофеева, Степан Фролов, Светлана Багдасарян, Анастасия Сошневская, Софья Лоос, Владислав Демин, Прасковья Таникова, Алиса Кугачева, Рикардо Баррантес (Коста-Рика).

Многие выпускники успешно ведут педагогическую деятельность, среди них - лауреат международных конкурсов, старший преподаватель кафедры струнных инструментов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова Прасковья Таникова, старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова Алексей Дмитриев, преподаватель Музыкального колледжа им. Медыня  Дагмара Кезбер (Рига, Латвия), преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского Анна Дядина, преподаватель Музыкального колледжа им. К.Э.Раутио, заслуженный работник культуры Карелии Надежда Щербакова, Заслуженный работник культуры России, старший преподаватель Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре Лилия Вишнякова (Петько) и другие. В аспирантуре под руководством К.И.Векслера занимались Семен Геншафт, Людмила Чеботарева, Владимир Веремеенко, Алексей Дмитриев, Ирина Гуськова, Елена Яковлева, Надежда Пугачева (Смирнова), Светлана Гречишникова, Прасковья Таникова, Людмила Елькова, в 2015 году закончил магистратуру Момчило Куфоянакис (Македония).

К.И.Векслер являлся официальным оппонентом на защите кандидатских диссертаций Л.Н.Гуревич "Проблемы современной скрипичной редактуры" (1984), В.Я.Якубовской "Слухомоторный синтез в формировании музыканта-исполнителя" (1985), О.П.Сильда "Структура комплекса профессиональных навыков и умений скрипача" (1987), Н.В.Гладкой "Отто фон-Тидебель - музыкант-просветитель русской провинции" (2003), автором отзывов на авторефераты докторских диссертаций О.Ф. Шульпякова "Музыкально-исполнительская техника и художественный образ" (Московская консерватория, 1986), М.М. Берлянчика "Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача" (Московская консерватория, 1995), Г.Г.Фельдгуна "История западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века)" (Московская консерватория, 1995), автором отзыва ведущей организации на докторскую диссертацию профессора А.В.Гвоздева "Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача" (Новосибирская консерватория, 2015), а также отзывов на авторефераты кандидатских диссертаций О.Ф.Шульпякова "Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя" (1969), А.Ю.Юрьева "Скрипичные штрихи как средство артикуляции в сонатах и партитах И.С.Баха для скрипки соло" (1974), И.Е.Бялого "Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного трио" (1981), В.П.Сраджева "Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста" (1984), А.А.Жоховой "Пути развития и стилистическая эволюция русской и русской советской скрипичной сонаты" (1989), Р.Л. Леонидова "Взаимодействие интонационно-выразительного и операционального уровней в исполнительском процессе" (1989), Т.В. Воскресенской "Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (проблемы, истоки, стадия формирования)" (1992), В.И.Мациевской "Жанровые и стилистические особенности в творчестве гуцульских скрипачей" (2003), Т.В.Берфорд "Стилевые истоки творчества Н.Паганини" (2003), М.В.Мартышевой "Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания" (2011). Является научным консультантом монографии В.Мазеля "Скрипач и его руки" (2008), автором отзывов на монографии Л.Никифоровой "Неизвестные страницы забытого прошлого" (2005), М.Мартышевой "Тембровое поле скрипача" (2010), В.Мазеля "Движение - моя жизнь" (2013).

Постоянно проводил мастер-классы в России (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Североморск, Кировск, Мончегорск, Архангельск, Северодвинск, Костомукша, Кондопога, Сегежа, Вологда, Череповец, Сыктывкар, Тверь, Нижневартовск, Новосибирск, Краснодар) и за рубежом (Германия, Финляндия, Норвегия). Неоднократно являлся председателем государственных аттестационных комиссий в консерваториях Санкт-Петербурга, Новосибирска, Краснодара, колледжах Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Череповца, Сыктывкара, а также председателем жюри международных, всероссийских, региональных конкурсов и фестивалей.

Является первым исполнителем более 20 произведений композиторов Карелии, в том числе сочинений Г.Синисало, Р.Пергамента, А.Голланда, Э.Патлаенко, Г.Вавилова, Р.Зелинского, В.Кошелева. Всесоюзной фирмой "Мелодия" записаны на грампластинки произведения Г.Синисало и Р.Пергамента в исполнении К.Векслера (партия фортепиано - А.Коган и О.Рудаков): Р.Пергамент. Четыре пьесы из "Северного альбома" (соч. 1950)  Д001002; Г.Синисало. Две пьесы из балета "Сампо". Адажио (дуэт Илмаринена и Невесты) и Скерцо (танец нечисти). Обработка для скрипки и фортепиано К.Векслера 38653; Р.Пергамент. Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (соч.1960) Д032055-6

Автор более 30 работ по вопросам исполнительства и методики преподавания, скрипичных обработок и переложений.

Некоторые публикации

  • Ранние сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано (op. 12) // Людвиг ван Бетховен. 1770 - 1970 (к 200-летию со дня рождения): сб.статей.- Издательство Музыка.- Ленинград,1970.- С.174 - 196
  • О некоторых основных функциях левой руки скрипача // Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Республики Карелия.- Петрозаводск, 1980.-С.13-14
  • К проблеме формирования эстетических установок молодого исполнителя // Искусство и эстетическое воспитание молодежи. Тезисы докладов межвузовской научной конференции.- Петрозаводск, 1981.- С.89 -91
  • Вопросы интерпретации скрипичного концерта А.Глазунова (в свете высказываний Б.Асафьева)// Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию  со дня рождения). Тезисы докладов научно-практической конференции.- Петрозаводск, 1984.-С.30 -31
  • О комплексном подходе к исполнительской интерпретации // Художественная деятельность: психологические и методические проблемы. Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции.- Петрозаводск, 1985.- С.82-83
  • Четвертая соната Бетховена для скрипки и фортепиано (опыт исполнительского анализа) // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства. Сборник научных трудов Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.- Ленинград, 1985.- С.166-182
  • Преломление педагогических принципов В. Шера в 24-х виртуозных этюдах для скрипки соло // Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. Тезисы докладов VIII научно-методической конференции ПФ ЛОЛГК.- Петрозаводск, 1987.- С.101-103
  • К.И.Векслер. О некоторых аспектах работы над развитием внепозиционной техники левой руки скрипача. Учебно-методическое пособие для преподавателей ДМШ и музыкальных уилищ, учащихся и студентов музыкальных учебных заведений.- Петрозаводск, 1989
  • Памятные встречи // Профессиональная музыка Карелии.- Петрозаводск, 1995.- С. 154-159
  • О замечательном музыканте, дирижере, народном артисте Карелии  И.Шермане // Дирижер И.Э.Шерман. Статьи. Письма. Воспоминания. - Изд. Российского института истории искусств. - С.-Петербург, 2002.- С. 178-183
  • Педагог-исследователь, педагог-мыслитель, педагог-целитель //Вступительная статья к книге В.Мазеля "Скрипач и его руки".- Изд. Композитор.- С.Петербург, 2008.- С. 3-4
  • В.Шер. Двадцать четрые виртуозных этюда для скрипки соло. Под ред. К.И.Векслера. Вступительная статья К.И.Векслера.- Изд. Композитор.- С.-Петербург, 2008
  • Twenty-four Virtuoso Etudes for Violin Solo. Venjamin Sher. Edited by Klimenty Veksler. Foreword by Klimenty Veksler.- Carl Fisher Publishing House, LLC.- New York, 2009
  • Школьная дружба - это навсегда! (К 80-летию со дня рождения выдающегося гобоиста, проф. Владимира Курлина)//К 45-летию Петрозаводской консерватории. Сборник статей кафедры духовых инструментов.- Петрозаводск, 2015
  • Вспоминая Владимира Касаткина // К 45-летию Петрозаводской консерватории. Сборник статей кафедры специального фортепиано.- Петрозаводск, 2015
  • К.И.Векслер. Принципы игры и преподавания на скрипке по системе Ивана Галамяна.- Изд. Композитор.- С.-Петербург, 2015
  • Климентий Векслер. Исследования. Методические труды. Эссе. - Петрозаводск, 2015

Скрипичные обработки и переложения

  • Г.Синисало. Две пьесы из балета "Сампо". Обработка  для скрипки и фортепиано К.Векслера.- Музгиз.- Ленинград, 1962 (переиздание: Москва, 1973)
  • Ф.Шопен. Три пьесы. Этюд. Мазурка. Вальс. Переложение для скрипки и фортепиано К.Векслера.- Изд. Музыка.- Ленинград, 1964
  • С.Прокофьев. Мимолетности №№5, 10, 16, 11, 14. Переложение для скрипки и фортепиано К.Векслера.- Изд. Музыка.- Ленинград, 1965
  • Я.Сибелиус. Грустный вальс (op.44). Обработка для скрипки и фортепиано К.Векслера. Рукопись - в библиотеке Петрозаводской консерватории
  • А.Скрябин. Шесть прелюдий (op.11, op.16). Переложение для скрипки и фортепиано К.Векслера. Рукопись - в библиотеке Петрозаводской консерватории
  • Т.Хренников. Вальс. Обработка для скрипки и фортепиано К.Векслера. Рукопись - в библиотеке Петрозаводской консерватории

Правительственные награды и почетные звания

  • медаль "За трудовое отличие" (1959), награжден Президиумом Верховного Совета СССР за успешное участие в Декаде Карельского искусства в Москве в качестве солиста Карельской филармонии
  • Заслуженный артист КАССР (1966)
  • Почетная грамота Совета министров КАССР (1972)
  • Заслуженный артист РСФСР (1991)
  • орден "Дружбы", учрежденный Президентом Российской Федерации (2003)
  • Почетная грамота Министерства образования Республики Карелия (2007)
  • Народный артист Республики Карелия (2012)

Портфолио профессиональной деятельности