Екименко
Татьяна Сергеевна

Проректор по научной и творческой работе, кандидат искусствоведения, доцент

Музыковед, педагог
Кандидат искусствоведения (2001)
Дис.: «Особенности композиторского метода Николая Каретникова (на материале додекафонных камерно-инструментальных сочинений)» (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2000; научные руководители – Ю. Г. Кон, К. И. Южак).

Доцент (2008)

E-mail: tatiana.ekimenko@glazunovcons.ru 
Тел.: (8 8142) 672467, 28-52-91, +7-921-228-52-91
наб. Варкауса, д. 3

Образование

Петрозаводская государственная консерватория по специальности "музыковедение" (класс профессора, доктора искусствоведения Ю. Г. Кона, 1995). 
Аспирантура при Петрозаводской государственной консерватории по специальности "музыкальное искусство" (класс профессора, доктора искусствоведения Ю. Г. Кона и профессора, доктора искусствоведения К. И. Южак, 1999). 

Повышение квалификации

  • Краткосрочное обучение по программе «Актуальные вопросы модернизации музыкального образования в России», удостоверение (октябрь–ноябрь, 2011)
  • Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», свидетельство (декабрь, 2012)
    Краткосрочное обучение по программе «Педагогика и психология высшей школы», удостоверение (май–октябрь, 2013)
  • Обучение по учебному модулю «Рекомендации и опыт работы ученых советов вузов: избрание на должности профессорско-преподавательского состава, представление к ученым званиям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139» по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика и психология профессионального образования», удостоверение (июнь, 2014)
  • Краткосрочное повышение квалификации по программе «Современные образовательные технологии в вузе», удостоверение (2014)
  • Краткосрочное обучение по учебному модулю «Оценка и повышение эффективности научной деятельности. Государственные требования и рекомендации по увеличению публикаций и цитируемости по данным Web of Science и Scopus. Защита интеллектуальной собственности на электронные ресурсы» по программе повышения квалификации «Педагогика и психология профессионального образования», удостоверение (ноябрь, 2014)
  • Краткосрочное повышение квалификации по программе «Оценка студентов», удостоверение (2015)
  • Курсы повышения квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ноябрь, 2015) - 72 ч.

Профессиональная деятельность 

С 1995 года работает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, с 2008 года – доцент. 
Ведет "Полифонию" у музыковедов, композиторов и дирижеров хора, "Методику полифонии", участвует в чтении коллективного курса «Введение в музыкознание», «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии», руководит дипломными работами.
Общий стаж работы (по состоянию на 01.09.2016) составляет 22 года, стаж работы по специальности – 21 год.

Ученики
Дипломные работы
:
• Гарамова Ю. О некоторых аспектах музыкального языка Т. Ворониной (на примере сочинений 60-х гг.) (1999)
• Орлова А. Танго в творчестве Астора Пьяццоллы (2006)
• Жукова Н. Некоторые жанрово-стилистические особенности оперы Н. Каретникова «Тиль Уленшпигель» (2007)
• Матушкина К. Композитор Альберт Антышев: грани творчества (2009)
• Карипова А. М.К. Чюрленис: к вопросу о полифонии в музыкальном наследии (2011) 

Лауреаты и дипломанты конкурсов:
Волкова А. Диплом Открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации (2005);
Карипова А. Дипломант студенческой научной конференции Всероссийского фестиваля фортепианных дуэтов «Piano Duo – VI» (2008);
Карипова А. Номинант XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009» (2009);
Карипова А. Дипломант студенческой научной конференции на Всероссийском фестивале фортепианных дуэтов «Piano Duo – VII» (2009);
Карипова А. Участник Международного семинара молодых европейцев «Active Democracy – politics need engagement», Bad Marienberg, Germany (2009);
Карипова А. Стипендиат Главы администрации г. Петрозаводска в 2009 году; 
Карипова А. Дипломант XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (2010);
Карипова А. Дипломант студенческой научной конференции на Всероссийском фестивале фортепианных дуэтов «Piano Duo – VIII» (2010); 
Карипова А. Дипломант XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011» (2011).  

Научные труды. Издания. Публикации

Книги
• Екименко Т. С. О додекафонной музыке Николая Каретникова  / Т. С. Екименко; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова ; науч. ред. В. И. Нилова. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. – 151 с.: нот., ил.

Публикации в научных изданиях
• Екименко Т. С. Одна и та же тема в фугах различных композиторов // Баховский семинар: Статьи и доклады молодых музыковедов. Петрозаводск, ПГК, 1996. С. 39–45.
• Екименко Т. С. О вариационной технике Карла Нильсена на примере его фортепианных вариаций ор.40 // Глазунов, Нильсен, Сибелиус – жизнь, творчество, эпоха. Петрозаводск, 1996. С. 30–31.
• Екименко Т. С. Симфоническая поэма Р. Штрауса «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» и романтическая поэтика // Проблемы поэтики языка и литературы. Петрозаводск, КГПУ, 1996. С. 149–151.
• Екименко Т. С. К теоретической концепции Петера Фалтина: о значении синтаксических единиц в музыкальном тексте // Междисциплинарный семинар. Петрозаводск, 1998. С. 30–32.
• Екименко Т. С. Развитие традиций старинной музыки в Квинтете ор.29 Н. Каретникова (на примере канонов из финала цикла) // Междисциплинарный семинар. Петрозаводск, 1998. С. 44–46.
• Екименко Т. С. Некоторые специфические преобразования материала в произведениях Н. Карет-никова (остинатная интерполяция, поворотная симметрия в Квартете ор.18) // Междисциплинарный семинар – 2. Петрозаводск, 1999. С. 30–34.
• Екименко Т. С. О “твердом” и “рыхлом” в додекафонном тематизме Н. Каретникова // Междисциплинарный семинар – 3. 31 марта – 2 апреля 2000 года: Тезисы докл. Петрозаводск, 2000. С. 51–52.
• Екименко Т. С. О двух канонах в Квинтете ор. 29 Н. Каретникова // Статьи и заметки аспирантов и выпускников консерватории. Петрозаводск, 2000. С. 85–97. 
• Екименко Т. С. Три прелюдии и фуги для арфы Петра Козинского (проблемы цикла и композиции фуги) // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С. 89–92.
• Екименко Т. С. Полифония в Пятой и Шестой симфониях Карла Нильсена // XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Ч. 2. М., 2004. С. 297–300.
• Екименко Т. С. К восприятию додекафонной темы: за и против // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар – 7. Сб. науч. мат. Петрозаводск, 2004. С. 92–97.
• Екименко Т. С. Додекафония Н. Каретникова: от музыки к афоризму // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Москва, 2005. С. 101–104.
• Екименко Т. С. Симфонии датского композитора Карла Нильсена в зеркале времени // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации. Петрозаводск, ПетрГУ, 2005. С.133–136.
• Екименко Т. С. Заметки о полифонической технике в музыке Г. Свиридова // Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века. Петрозаводск, 2006. С.80–86.
• Екименко Т. С. Учебные фуги Глинки (по материалам семнадцатого тома Полного собрания сочинений) // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций. Том 1. М., 2006. С.143–147.
• Екименко Т. С. Николай Каретников – известный и неизвестный // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сб. науч. мат. Петрозаводск, 2007. С. 207–212.
• Екименко Т. С. Сюита Бориса Тищенко “Портреты” для фортепиано в 4 руки как цикл // Piano Duo V: Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2007. С. 13–25.
• Екименко Т. С. Александр Радвилович и его трактовка расширенного фортепиано на примере “De profundis temporum” для двух фортепиано // Piano Duo VI: Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2008. С. 37–44.
• Екименко Т. С. «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» А. Белобородова: от образа к музыкальному воплощению // Piano Duo VII: Альманах молодых ученых. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009, С. 77–90.
• Екименко Т. С. Полифония смыслов в творчестве А.Белобородова: от монограммы к типу мышления // Композиторская техника как знак: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения Ю.Г.Кона. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2010, С. 313–321.
• Екименко Т. С. Подводя итоги. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова: 2009-2010 учебный год // Музыкальное обозрение, 07–08.2010 (319–320). С. 21.
• Екименко Т. С. О некоторых особенностях тематизма и формы фуг в цикле «Портреты» для фортепиано в 4 руки Бориса Тищенко // Изучая мир Дмитрия Шостаковича… Сборник статей / Составитель: Г. П. Овсянкина, научные редакторы: Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. СПб: Союз художников, 2011. С. 214–229.
• Екименко Т. С. Итоги и перспективы. Петрозаводская государственная консерватория (академия) им. А.К. Глазунова в 2010–2011 учебном году // Музыкальное обозрение, 07–08.2011 (331–332). С. 32.
• Екименко Т. С. II Международный конкурс Organo Duo // Орган. № 3 [11] / 2011. С. 10–13.
• Екименко Т. С. Выпускники отделения «Теория музыки» Псковского музыкального училища в Петрозаводской консерватории // Материалы III научно-практической конференции: Ученик, учитель, школа. История, традиции и современные тенденции в сфере музыкального профессионального образования. Псков, 2011. С. 6–10.
• Екименко Т. С. Николай Каретников: грани серийности // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2012. С. 204–211.
• Екименко Т. С. Александр Белобородов «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» // Проблемы музыкальной науки, №1 (10), 2012. С. 258–263.
• Екименко Т. С. Премьеры фортепианных дуэтов в Петрозаводске // Музыкальная академия, 2012, №3. С. 104–105.
• Екименко Т. С. О тотемических образах в балете А.Белобородова «Скала двух лебедей» // Проблемы музыкальной науки, №1 (12), 2013. С. 111–116.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей»: роман Т. Сумманена в интерпретации А. Белобородова // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова. Петрозаводск, 2013. С. 344–358.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей» А. Белобородова: прочтение сюжета в условиях современного музыкального языка // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост. Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 51–72.
• Екименко Т. С. Оратория А. Белобородова «Душа и природа» на стихи русских поэтов: от поэтического слова к музыке // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост. Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 73–90.
• Екименко Т. С. «Музыкальные картинки по мотивам „Калевалы“» А. Белобородова: от образа к музыкальному воплощению // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 98–107.
• Екименко Т. С. Полифония смыслов в творчестве А. Белобородова: от монограммы к типу мышления // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 108–114.
• Екименко Т. С. Петрозаводск – Савонлинна: летние премьеры // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 203–206. 
• Екименко Т. С. От редактора составителя // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 3–7.
• Екименко Т. С. Александр Сергеевич Белобородов: кратко о главном // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 9–12.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей» А. Белобородова: современное прочтение национального сюжета Карелии // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир. Материалы Международной научной конференции. Министерство культуры Российской Федерации; Министерство культуры Республики Татарстан; Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Г. Жиганова; Составитель и ответственный редактор Л. А. Федотова. Казань, 2013. С. 167–176.
• Екименко Т. С. О трактовке цикла в оратории А. Белобородова «Душа и природа» на стихи русских поэтов // Музычная культура Беларусі і свету ў навуковым асэнсаванні / склад. В. У. Дадзіёмава; Навуковыя працы Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. Вып. 31. Серыя 1, Беларуская музычная культура. Мінск: УА «Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі», 2014. 307 с.: іл. С. 158–177.
• Екименко Т. С. Серийная композиция Николая Каретникова // Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции и исполнительства : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.   Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2014. 248 с. С. 33–43.
• Екименко Т. С. Эпическое начало в балете Сумманена-Белобородова «Скала двух лебедей» // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика : Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории / гл. ред. – Л. В. Саввина, ред.-сост. – В. О. Петров. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014. С. 122–127.
• Екименко Т. С. Эпические образы в балете Сумманена–Белобородова «Скала двух лебедей» // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России. Материалы V Всероссийской конференции финно-угроведов. Петрозаводск, 25–28 июня 2014 г. / Редкол.: Н.Г.Зайцев, И.И.Муллонен и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. С 296–299.
• Екименко Т. С. Союз композиторов Карелии: несколько штрихов к портрету // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность : сборник статей / Ред.-сост. А. М. Цукер. – Ростов/н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2015. С. 97–108.


Методические работы
• Работа с серией в Двух пьесах ор.25 Н. Каретникова (пособие по курсу “Анализ музыкальных произведений”) // Петрозаводск – Санкт-Петербург, 1999. 34 с.
• Об изучении канона на дирижерско-хоровом отделении консерватории (формы работы в курсе сольфеджио) // Петрозаводск, ПГК, 2005. 24 с. 
• Контрапункт строгого стиля в примерах, заданиях и проверочных работах. Хрестоматия для студентов дирижерско-хорового отделения консерватории и для теоретического отделения музыкального училища // Петрозаводск, ПГК, 2007. 34 с.


Научное редактирование и составление
• Opus studiosus I: Сборник статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ// Петрозаводск, 2007. 96 с.
• Opus studiosus II: Сборник статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводск, 2007. 96 с.
• Opus studiosus III: Сборник студенческих работ дипломантов и лауреатов студенческих научных работ // Петрозаводск, 2008. 114 с.
• Opus studiosus IV. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводская государственная консерватория. 2009.
• Искусство игры на медных духовых инструментах: история и практика: сборник статей // Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
• Piano Duo VII: Альманах молодых ученых. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
• Серебряные звуки 2010. Сборник статей научно-практической конференции по проблемам духового исполнительства. Петрозаводская государственная консерватория, 2010. 
• Opus studiosus V. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводская государственная консерватория. 2010.
• Opus studiosus VI. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводская государственная консерватория. 2011.
• PIANO DUO Х : альманах / под научн. ред.  С.В. Синцовой. Петрозаводск, 2012. Вып. 10. 228 с., ил., нот.
• Opus studiosus VII. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводская государственная консерватория. 2012.
• Кванц И. И. Опыт наставления по игре на флейте traversiеre / Иоганн Иоахим Кванц ; общ. ред. Т. С. Екименко ; пер. с нем. С. И. Художниковой ; Петрозаводская гос. консерватория (академия) им. А. К. Глазунова. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012. 416 с. : нот.
• Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей / М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория (академия) им. А. К. Глазунова, Институт традиционной музыки, Союз композиторов России, Союз композиторов Карелии; [ред.-сост. Т. С. Екименко]. Петрозаводск: Verso, 2013. 
• Александр Белобородов Школа игры на хроматическом кантеле по методике Эмилии Страчевской: учеб­но-методическое пособие, 1 – 4-й классы / Александр Белобородов / М-во культу­ры РФ, Петрозав. гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиц. муз.; Союз композиторов РК ; под общ. ред. Т. С. Екименко, науч. ред. С. В. Косырева. Петрозаводск, 2013. 92 с.
• «Жизнеописание господина Иоганна Иоахима Кванца, составленное им самим», или Автобиография придворного музыканта / Пер. с нем., вступ. статья и коммент. С. И. Художниковой, ред. Т. С. Екименко, Л. А. Купец; Петрозаводская гос. консерватория (академия) им. А.К.Глазунова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 2014.
• Останина С. А. История и теория педагогики: учебно-методическое пособие / С. А. Останина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова». Петрозаводск: Verso, 2015. 112 с.
• Федотов В. М. Основные вопросы методики обучения игре на контрабасе : Учебное пособие для педагогов и студентов высших учебных заведений по дисциплине «Специальный инструмент» направления подготовки 53.05.01 (073201) «Искусство концертного исполнительства». Петрозаводск, 2015. 82 с.

Иное

Стипендиат правительства Республики Карелия на 2012 год. 

Обладатель государственной стипендии Союза композиторов России (2013).

Портфолио профессиональной деятельности