Копосова
Ирина Владимировна

Доцент, кандидат искусствоведения

Музыковед, педагог
Кандидат искусствоведения (2004)
Дис.: «Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии» (Санкт-Петербургская консерватория, 2004)

Доцент кафедры теории музыки и композиции (2005)
Доцент (2011)

E-mail: 
irina.koposova@glazunovcons.ru

Образование

Родилась в г. Череповце. 
В 1990 году окончила музыкальную школу № 3 г. Череповца. 
С 1990 по 1994 годы училась на теоретическом отделении Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина. 
В 1999 году окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводской государственной консерватории по специальности "музыковедение" (класс доцента О.А. Бочкаревой) и аспирантуру при ней (2003; научный руководитель — профессор И.Н. Баранова).

Повышение квалификации

Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», свидетельство (декабрь, 2012)
Краткосрочное обучение по программе «Педагогика и психология высшей школы», удостоверение (сентябрь, 2013)
Авторский курс доктора иск., профессора Московской государственной консерватории К.В. Зенкина, сертификат (октябрь, 2013)
Курсы повышения квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», удостоверение (ноябрь, 2015) - 36 ч.
Практический семинар «Компьютерный звук в музыковедении» (апрель 2016) – 12 ч.

Профессиональная деятельность

С 2000 года преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (с 2002 года – старший преподаватель, с 2005 года – доцент кафедры, с 2011 – доцент). 
Ведет дисциплины: «Полифония», «Музыкальная форма», «Сольфеджио» на исполнительских отделениях; «Музыкальная форма», «Полифония», «Теория современной композиции», «Музыкальная акустика» у музыковедов и композиторов; участвует в коллективных курсах «Методология теоретического музыкознания», «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии».
Руководит дипломными и диссертационными работами.
По состоянию на 01.09.2016 общий стаж работы составляет 18 лет, стаж работы по специальности в консерватории - 15 лет.

Ученики
Дипломные работы: 

  • Решетникова Ю.Б. Финский модернизм 1920-х годов: опыт характеристики.2005.
  • Ваганова Л.Г. Сюжет о Сампо в музыке карельских и финских композиторов. 2009.
  • Козлова М.Н. Пути воплощения птичьего пения в музыке: попытка систематизации. 2009.
  • Бровко Р.А. Музыка в видеоиграх: опыт анализа. 2010.
  • Тюлякова Е. Джан Карло Менотти: эскиз к портрету оперного композитора (завершение работы после смерти И.Н.Барановой). 2011.
  • Шабанова Т.А. Музыка и цвет: варианты взаимодействия. 2012.
  • Алексеева А.Ю. Стилевые особенности музыки Майкла Наймана. 2013.
  • Банникова Е.К. "Баллады Белого моря" Марины Шмотовой: в фокусе авторской стилистики. 2015.
  • Анхимова Е.А. Поиск «нового» инструмента в сочинениях для кантеле Альбина Репникова. 2016.
  • Григорьева Н.В. Феномен смешанного жанра на примере двух опусов Сергея Беринского. 2016.
  • Чуева А.А. Рабочая тетрадь по музыкальному диктанту для 1 класса ДМШ: опыт построения. 2016.
  • Шехонская С.С. Курс «Основы музыкальной грамоты» в ДМШ и ДШИ: особенности формирования содержания дисциплины. 2016.

Лауреаты и дипломанты конкурсов:

  • Бровко Роман — лауреат Всероссийского (ХХ) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (I место в категории «Массовые жанры», 2010). 
  • Алексеева А.Ю. — лауреат Международного (XXIII) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (I место в категории «Современное музыкальное искусство»).
  • Банникова Е.К. — Диплом за лучший доклад на ХХ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013».
  • Алексеева А.Ю. — дипломант II Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов, проводимого Красноярской государственной академией музыки и театра, 2015.
  • Анхимова Е.А. — лауреат Международного (XXVI) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (II место в категории «Современное музыкальное искусство»).
  • Н. Григорьева – дипломант III Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры, проводимого Министерством культуры Российской Федерации.

  •  

    Е. Каранкевич – лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Музыкальная форма», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 13 марта 2017).
  • А. Дедюрин – лауреат III Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок преподавателей ДШИ, ссузов, аспирантов, выпускников и преподавателей вузов (2 место в номинации «Методика преподавания на баяне, аккордеоне, национальной гармонике», Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017).

Методическая работа
Выступает с разнообразной методической деятельностью. С 2010 года является разработчиком заданий по сольфеджио Республиканских Олимпиады и Конкурса по теоретическим дисциплинам (проходит на базе ДМХШ№4 им. М.А. Балакирева г. Петрозаводска); является членом жюри Республиканского конкурса профессионального мастерства «Профессия – жизнь» среди преподавателей муниципальных учреждений дополнительного образования (проходит на базе Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э.Раутио); читает циклы лекций по различным методическим вопросам:

  • 2006, 2014 - Череповецкое училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина;
  • 2008 - Архангельский областной центр повышения квалификации специалистов культуры;
  • с 2010, ежегодно - Петрозаводский музыкальный колледж им. К.Э.Раутио;
  • 2014 - ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования»;
  • курсы повышения квалификации, проводимые на базе ПГК им. А.К. Глазунова (разные годы).

Музыкально-просветительская деятельность
Цикл лекций «Немецкая музыкальная культура и немецкий менталитет» (ноябрь–декабрь 2004 года, Городской выставочный зал)
Цикл лекций «Жизнь и творчество композиторов нововенской школы» (февраль–апрель 2006 года, Городская публичная библиотека)
Цикл лекций «Немецкие музыкальные и танцевальные традиции в зеркале национального менталитета» (февраль–апрель 2007 года, Городская публичная библиотека).

Научные труды. Издания. Публикации
Монографии

  • Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии. LAP Lambert Academic Publishing. Saarbrucken. 2011. 202 c.
  • Финская симфония начала XXI века: метаморфозы жанра : учебное пособие по дисциплине "Теоретические проблемы музыки Скандинавских стран и Финляндии" для студентов музыкальных вузов / Ирина Копосова ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова". - Петрозаводск : Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2015. - 47 с.

Публикации в научных изданиях

• Первая симфония Калеви Ахо: в начале симфонического пути. Культурные коды двух тысячелетий: материалы международной научной конференции. 1–4 декабря 2000 года. Вып.2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 106–110.
• Музыкальный мир Восьмой симфонии Калеви Ахо // XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001. С.264–265. 

• «Свое» и «чужое» слово в Четвертой симфонии Калеви Ахо // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: (Материалы 3-й международной научной конференции). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С.85–87. 

• Фуги в ранних симфониях Калеви Ахо // Форма и жанр в контексте истории: Работы молодых музыковедов. Вып.2. СПб., 2002. С.90–105. 

• Диалог симфонии и концерта в симфоническом творчестве Калеви Ахо // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Ма¬териалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск: ПГК, 2002. С.150–155.

• Феномен симфонии-скерцо в творчестве Калеви Ахо // Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань, 2004. С. 352–376.

• Современная финская симфония (по материалам музыки К.Ахо) // Скандинавские чтения 2004 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2006. С.385–393.

• Симфонизм Бетховена и диалектика Гегеля (к вопросу о немецком национальном характере в музыке). Карелия и Германия: на пути мира и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 апр. 2005. Петрозаводск: КГПУ, 2005. С.123–128. 

• Современная финская симфония: проблемы изучения (на материале музыки Калеви Ахо) Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации: материалы научно-методической конференции (21–22 апреля 2005 г.). Ч. I (А-К). Петрозаводск, 2005. С. 174-176. 

• Мир хоровой поэмы Г. Свиридова «Ладога» // Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2006. С. 86–91.

 • Современная финская музыка: путь к успеху // Скандинавские чтения 2006 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2008.С.429–436. 

• Функции цитаты в Десятой симфонии Калеви Ахо // Художественный текст – явное и скрытое. Петрозаводск, 2007. С. 86–91. 

• Финская симфония после Сибелиуса. ХVI конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: 9–12 сентября 2008 г.: материалы конференции. В 2 ч. Ч. II. Москва: Институт всеобщей истории РАН; Архангельск: Поморский государственный университет, 2008. 

• Коммуникативные функции рунического напева в Сампо-сочинениях карельских и финских композиторов. — Песня как средство культурной коммуникации. Юбилейный семинар, посвященный основанию Академии рунопения, 8-10 октября 2010. [Song and sinding as cultural communication. Proceedings from  the Runosong Academy Jubilee Seminar, 8-10 october 2010]. С. 249-254.

• Erik Fordell’s musik and its place in the history of Finnish symphony// Theses of 7th International scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2012. S. 34‒35.

• Музыка Эрика Форделля и её место в истории финской симфонии // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. P. 187-199.

• Лейф Сегерстам и его «свободная пульсирующая композиция» // Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В.Рахманинова, 2013. С. 110-117.

• Повествовательная логика в Седьмой симфонии Пера Хенрика Нурдгрена // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 283-290.

The phenomenon of free pulsating compositions in the symphonies by Leif Segerstam// Abstracts of the 8th International scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2013. P. 19-20.

• Ахо, Нурдгрен, Сегерстам: три взгляда на симфонию // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 191-205.

• Феномен свободной пульсирующей композиции в симфониях Лейфа Сегерстама // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisko rakstu krājums.  Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2014. P.230-244.

• Treize couleurs du soleil couchant by Tristan Murail: A new type of music program// Abstracts of the 9th International Scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2014. P. 16-17.

• Finnish Symphony music at the turn of theХХ – ХХI centuries: Version of systematization// Abstracts of the 10th International Scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2015. P. 26‒27.

• Тринадцать цветов заходящего солнца Тристана Мюрая: заметки о программности нового типа // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VII. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P. 261-270.

• «Симфония в финской музыке рубежа ХХ – ХХI веков: вариант систематизации» // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VIII. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P.214-228.

• «Симфонии современных финских авторов как экспериментальное пространство» // Экспериментальные формы современного музыкального искусства : сборник научных статей / Ред. А. В. Крылова. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2015.

• Особенности жанрового синтеза в симфонии №3 Сергея Беринского // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре. Ростов-на-Дону, 2016. С.263-265 (в соавт. с Н. Григорьевой).

• Потенциал проблемного обучения в курсе музыкальной формы // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2016. № 3. С. 53‒63.

• Педагогическая практика: вариант оценки результатов обучения // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза. Петрозаводск, 2016. С. 366-377. 

Публикации в электронных изданиях

Современная финская музыка: путь к успеху. http://www.21israel-music.com/Finnish_music.htm 

«Симфонические искания» Калеви Ахо: музыка финского автора в свете идей М.Г.Арановского. http://www.vestnikram.ru/file/koposova.pdf

«Где море жизни нам даровало берег...»: замысел и его реализация в Седьмой симфонии Пера-Хенрика Нурдгрена.  http://www.gnesin-academy.ru/sites/­default/files/docs­/Koposova.pdf

Методические работы

• Спектральный метод: вопросы истории, теории и практики. Лекция по курсу «Теория современной композиции» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов (учебное пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова, 2009. 35с.

• «Время Шостаковича» в финской музыке ХХ века. Материалы к курсу «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов (учебное пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова, 2010. 20 с.

• Эволюция скерцо (на примере симфонии XVIII-XX веков). Программа-конспект лекций по курсу «Введение в музыкознание» для студентов теоретико-композиторского отделения консерватории (учебно-методическое пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова, 2010. 16 с.

Научное редактирование и составление сборников

• Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Е.Г.Окунева (отв. ред.), И.В.Копосова, Т.Н.Тимонен, Н.П.Хилько; ПГК им. А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. 538 с.

• Хилько, Н. П. Программная музыка в исторической перспективе и теоретическом осмыслении : курс лекций по дисциплине "Введение в специальность" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 072901 Музыковедение / [науч.ред. И. В. Копосова]. Министерство культуры Российской Федерации, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова. - Петрозаводск : Verso, 2014. - 157 с.

• Научно-практическая конференция в рамках VII Международного конкурса "Серебряные звуки" : тезисы докладов / [сост. И. В. Копосова]. - Петрозаводск : Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2015. - 38 с.

• Патлаенко, Э. Н. Школьный альбом: для фортепиано : соч. 55 : учебно-методическое издание / Эдуард Патлаенко ; предисловие, редакция и методические комментарии Ю. И. Тишкиной [науч.ред. И. В. Копосова]; Министерство культуры Российской Федерации, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова. - Петрозаводск : Verso, 2015. – 58 с.

• Дикоев, А.В. «Шэн – первая гармоника. Происхождение, устройство, разновидности» Учебно-методическое пособие по курсу «История исполнительского искусства» (народные инструменты) для студентов музыкальных вузов и колледжей / [науч.ред. И. В. Копосова]. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2016. — 35 с.

• Екименко, Т. С. Полифония строгого стиля: рабочая тетрадь для направлений подготовки 53.05.02 (073301) "Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором" (профиль "Художественное руководство академическим хором", квалификация "специалист"), 53.03.05 (073500) "Дирижирование" (профиль "Дирижирование академическим хором", квалификация "бакалавр") /[ред. И. В. Копосова] ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова». - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - 72, [1] с.

• Козинский П.Б. Деревья Карелии: пьесы для фортепиано на тексты из книги К.А. Андреева «Деревья Карелии». /П.Б. Патлаенко ; предисловие, редакция и методические комментарии Ю. И. Тишкиной [науч.ред. И. В. Копосова]; Петрозаводск: ГБПОУ РК «Петрозаводский музыкальный колледж им. К.Э. Раутио», 2016. – 40 с.

• В пространстве смыслов: текст и интертекст: сб. статей / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Н. П. Хилько; Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2016. 478 с.

Портфолио профессиональной деятельности