Александра Анциферова

Волшебная музыка с Севера

Субботним вечером 14 апреля в Актовом зале общежития Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова прошел концерт под названием «Музыка с Севера». Он был посвящен творчеству современного композитора Михаила Львовича Герцмана, по большей части, его камерным произведениям. Сочинения композитора прозвучали в исполнении студентов Петрозаводской консерватории класса доцента кафедры общего курса фортепиано Татьяны Николаевны Будановой. Ведущей концерта была музыковед, студентка 5 курса Мария Грицева, чья будущая дипломная работа посвящена творчеству этого композитора. Она же была инициаторам концерта.

Михаил Львович Герцман (1.02.1945) – композитор, педагог, писатель и музыкальный критик. В 1971 году закончил Ленинградскую ордена Ленина консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции В. Н. Салманова. Сейчас живет и работает в г. Сыктывкаре, преподает теоретические дисциплины и композицию в Колледже Искусств Республики Коми. Михаил Герцман является председателем Союза композиторов Республики Коми, а также членом Союза композиторов России, Союза писателей России и Союза театральных деятелей России. Современный композитор имеет большое количество почетных премий и наград. Его творчество охватывает множество жанров таких как: мюзикл, балет, симфония, кантата, камерная и вокальная музыка.

Торжественный тон концерту задала «Прелюдия до мажор для фортепиано» в исполнении Людмилы Женевской. Следом прозвучал «Реквием» – небольшое вокальное произведение в духе романса на стихи, написанные на коми языке поэтом Е. Козловским (перевод на русский М. Грицевой). Название адресует память к реквиемам Верди и Моцарта, но в этом произведении оно связано с глубокой личной печалью человека, навеки прощающегося со своей любовью. Музыка «Реквиема» в исполнении  Элина Рихтер (меццо-сопрано) и Анастасия Зеленко (фортепиано) заворожила слушателей поэтичностью, мелодической красотой и сочетанием фортепиано с низким женским тембром.

После дуэта Марией Грицевой была исполнена первая часть Сонаты для фортепиано. Интонационной основой для тем сонаты стала вепсская песня «Росынька», записанная Михаилом Львовичем еще студентом Ленинградской консерватории во время фольклорной экспедиции по Карелии. Невероятная экспрессия, драматургия произведения и максимальное использование возможностей инструмента, в частности динамика, произвели неизгладимое впечатление на публику.

Продолжил концерт фортепианный дуэт Татьяны Алимовой и Елизаветы Федуловой. В их исполнении прозвучала пьеса для фортепиано в четыре руки «ВальСоль». Это произведение считается самым популярным в репертуаре ансамблей музыкальных школ Республики Коми, поскольку партия primo технически может быть исполнена самыми юными пианистами – в ней звучит непрерывно и разнообразно ритмически всего одна нота «соль». Оригинальное название обуславливается сочетанием двух слов «вальс» и «соль», где берется жанровое начало вальса. Музыка пьесы, наполненная радостью и беззаботностью, обеспечила хорошее настроение  всем слушателям концерта.

М. Герцман сочиняет много музыки для детей. Им написан сборник «Фортепианные пьесы для детей». Из этого сборника прозвучали «Маленькая болтушка» и «Страшный сон» для фортепиано, выразительно исполненные Ангелины Макаровой.

Еще две миниатюры для фортепиано из сборника: «Последний одуванчик» и «Рождественская елка» в переложении для флейты и фортепиано Татьяны Будановой были исполнены лауреатом международных конкурсов Зинаидой Пономаревой (флейта) и Марией Филатовой (фортепиано). Все пьесы разнохарактерные, каждая имеет свою сюжетную линию, которая успевает раскрыться за небольшой период звучания.

Оригинальностью композитора можно считать его умение отразить в названии те композиторские, а иногда и новаторские приемы, которые присутствуют у него в произведениях. Именно такими сочинениями можно назвать фортепианные дуэты «Игра секунд» и «Праздничные колокола», которые исполнили Татьяна Алимова и Анастасия Зеленко. К ним же смело можно отнести переложения для саксофона и фортепиано Т. Будановой «Фильм про шпионов», «Ничего не задали» в исполнении Андрея Смурова (саксофон-тенор) и Ангелины Макаровой (фортепиано). Особенно своей необычной ритмикой публике понравилась миниатюра «Грустная полька» в исполнении этого дуэта.

В завершение концерта лауреат международных конкурсов Сергей Алонсо (кларнет) и Т. Н. Буданова (фортепиано) предложили публике 4 пьесы из цикла «5 пьес для кларнета in B и фортепиано на коми народной интонационной основе»: задумчивый «Речитатив», искрометное «Скерцо», проникновенная лирическая «Хороводная» и залихватская «Плясовая». В цикле отсутствуют прямые цитаты коми народных песен. Однако каждый из слушателей смог ощутить соприкосновение с коми фольклором, будто бы наяву увидеть коми народные хороводы и пляски. Герцман большую часть своей жизни прожил в Республике Коми и глубоко проникся местными традициями. Поэтому вполне объяснимо, что в данном цикле он смог полностью отразить всю многогранность и красоту интонаций народных песен этноса коми.

Поскольку концерт был назначен на вечер субботы, публики было не слишком много, в основном студенты и преподаватели консерватории. Этот факт я считаю досадным, потому что музыка М. Герцмана – волшебная! Благодаря организаторам, мероприятие записывалось на видеокамеру и диктофон, производилась фотосъемка, а каждому музыканту после выступления была подарена красная роза. Таким образом, событие было запечатлено, и каждый интересующийся личностью и творчеством Михаила Герцмана, но, по той или иной причине, не присутствовавший  на концерте, имеет возможность услышать и увидеть исполнение его музыки в стенах Петрозаводской консерватории.

Александра Анциферова
(студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А. К. Глазунова)