Александра Копылова

«Неизвестная музыка». Год 2019
(от лица ведущей...)

Прошло почти две недели с момента проведения девятого концерта цикла «Неизвестная музыка», а такое ощущение, что всё вчера случилось. Это были удивительные 1,5 месяца подготовки к этому мероприятию: бессонные ночи в поисках удивительных, иногда поражающих воображение фактов о композиторах, неоднократное прослушивание музыкальных произведений, самостоятельные переводы романсов, точное отсчитывание времени для текста и пьес, поправки в ударении городов, имён и фамилий определённых личностей, постоянное оттачивание дикции в произнесении огромного текстового материала и, наконец, создание презентации в помощь будущим слушателям.

Цикл «Неизвестная музыка» – это научно-творческий проект, который продолжается с 2010 года. Под чутким руководством профессора кафедры истории музыки Любови Абрамовны Купец и профессора кафедры общего курса фортепиано Людмилы Марковны Пищик, студенты разных специальностей знакомят слушателей с неизвестной музыкой композиторов разных культур и стран. В рамках цикла уже прошли концерты музыки Венесуэлы, Австралии, Нидерландов, Канады, Великобритании, Ирландии, Латинской Америки и Польши.

В этот раз концерт был вновь посвящён музыке композиторов Великобритании. Это неудивительно, ведь 2019 год был объявлен Годом музыки Великобритании и России. Чем не повод еще раз прикоснуться к творчеству британских композиторов?

2 апреля 2019 года в Малом зале консерватории состоялся  IX концерт цикла. Было очень волнительно в тот день, да и за неделю до мероприятия, поскольку помимо представления информации и объявления номеров мне предстояло открыть концерт и как исполнитель фортепианной пьесы Сирила Скотта. Кто он? Музыкальная одарённость Сирила Скотта (1879-1970) проявилась очень рано. Композитор окончил консерваторию во Франкфурте-на-Майне.  Также Скотт занимался поэтическим творчеством, увлекался теософией и восточной философией. Композитора называли «английским Дебюсси», сочинял и крупные инструментальные и вокальные произведения, но лучшее в его творчестве принадлежит к жанру лирической миниатюры.

Фортепианная пьеса «В Стране Лотоса», прозвучавшая в начале концерта, является прекрасным примером экзотики, в ней сочетаются утонченные звуковые колориты, характерные для импрессионизма гармонии, диссонансы, которые не режут ухо,  целотонная гамма. Несмотря на волнение, я была довольна своим исполнением. Аплодисменты слушателей вдохновили меня на продолжение ведения концерта.

Далее последовал рассказ о британском композиторе музыкальном критике ирландского происхождения Артуре Хервее (1855-1922), который родился в Париже. Композитор сочинял оперную, вокальную, оркестровую, фортепианную, камерную музыку. Также Хервей опубликовал биографии своих французских современников – Камиля Сен-Санса и Альфреда Брюно.

«Колыбельную» Хервея исполнили студентки 2 курса струнного отделения Екатерина Игнатьева (скрипка) и Людмила Женевская (фортепиано). Ещё с первой репетиции эта пьеса покорила меня своей необычностью, стройностью формы и раскрытием скрипки как ярко мелодичного инструмента.

Следующим композитором, судьба которого благоприятно сложилась, стал Александр Маккензи (1847-1935). Он был музыкантом в четвёртом поколении, получил образование в Тюрингии (Германия) и в Королевской академии музыки в Лондоне, где позже на протяжении 36 лет был директором. Также Маккензи стоял во главе Королевского хорового общества и Оркестра филармонического общества, дирижировал симфониями П.И. Чайковского и А.П. Бородина. Композитор свободно говорил по-немецки и по-итальянски и даже был президентом Международного музыкального общества. Он дружил с Кларой Шуман, Йозефом Иоахимом, Шарлем Гуно, Ференцом Листом, Антонином Дворжаком. Композитор проявлял большой интерес к народной музыке и выпустил несколько сборников аранжировок традиционных шотландских песен. Общенациональной славы Маккензи добился как вокальный композитор. Один из известных вокальных циклов «Весенние песни» op.44 был написан на стихи ирландского поэта Альфреда Грейвса. Цикл состоит из семи романсов и посвящён миссис Альберто Рандеггер.

На концерте были представлены три романса. «Весенние секреты» прозвучали в исполнении выпускника нашей консерватории, вокалиста Ивана Черемного и студентки IV курса дирижёрско-хорового отделения Натальи Горбуновой, которая очень успешно справилась со сложным аккомпанементом. Два других –  «Первая роза» и «Апрельская погода» – были успешно представлены студентками III и IV курса ДХО Гаянэ Гулямбарянц (вокал) и Софьей Джавадян (фортепиано). Поскольку романсы звучали на английском языке, на экране презентации можно было увидеть подстрочные переводы текстов на русском языке.

В программе концерта также прозвучали произведения: флейтиста и создателя компании по производству флейт с инструментами собственного дизайна Джона Клинтона (1809-1864), «Австралийского Паганини» и создателя первой музыкальной школы в Австралии Уильяма Уоллеса (1812-1865), профессора музыки в Кембрижском университете и строгого преподавателя Чарльза Стэнфорда (1852-1924), дирижёра оркестра «Халле» и Лондонского симфонического оркестра Хамильтона Харти (1879-1941), первой женщины-композитора и альтистки Ребекки Кларк (1886-1979), органиста Гарольда Дарка (1888-1976), создателя всемирно известного мюзикла «Оливер!» Лайонела Барта (1930-1999), арфиста и одного из солистов фолк-группы «The Chieftains» («Вожди») Дерека Белла (1935-2002).

Эти сочинения прозвучали в исполнении студентов духового, дирижёрско-хорового, фортепианного, музыковедческого, музыкально-педагогического, вокального, композиторского, эстрадного отделений. И самым удивительным является то, что кто-то попробовал себя в качестве солиста или аккомпаниатора, а кто-то и по два раза выходил на сцену и не боялся показать разнообразие в своей игре. В подготовке концерта студентам помогали преподаватели кафедры общего курса фортепиано: Людмила Марковна Пищик, Александр Ризванович Ибрагимов, Светлана Ивановна Художникова, Татьяна Николаевна Буданова и Нонна Леонидовна Туровская.

Несмотря на загруженный до предела день (а это было в самый разгар III Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В. И. Шера), слушателей в Малом зале было более чем достаточно. Было приятно осознавать, что им интересно открывать неизвестный для себя репертуар, который хочется пополнять с каждым посещением подобных мероприятий. Все произведения были приняты бурными аплодисментами зала.

Очень надеюсь, что будущий десятый, юбилейный концерт цикла «Неизвестная музыка» будет не менее интересным и насыщенным на имена и творчества композиторов, музыка которых в силу определённых обстоятельств не так известна на просторах нашей России.

Александра Копылова,
студентка I курса теоретико-композиторского факультета
ПГК им. А.К.Глазунова