Александра Копылова

Можно ли понять современную академическую музыку?

Современная академическая музыка всегда мне казалась «тёмным лесом». Это связано с психологической и эмоциональной неготовностью восприятия произведений XXI века. И вот, одна из выступающих убедила меня придти на концерт класса Полины Викторовны Крышень. Надо мной тогда взяли вверх простое любопытство и понимание того, что настоящий музыковед должен уметь разбираться не только в музыке прошлого, но и видеть образы в музыке будущего.

12 апреля в Малом зале состоялся концерт, на котором прозвучала музыка студентов-композиторов и сочинение преподавателя класса композиции Полины Крышень. Ведущие концерта, музыковеды Мария Капушинская и Алина Лабутина, подготовили интересный материал о произведениях. Большинство артистов – это студенты исполнительских кафедр, которые всегда сотрудничают с композиторами и помогают авторам претворить задуманное в действие. Все композиторы и выступающие являются лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Концерт открывал  фортепианный цикл Максима Бобина «Состояния in A», состоящий из шести пьес, каждая из которых описывает какое-то эмоциональное или психологическое состояние человека: «Размышление», «Волнение»,  «Отчаянье»,  «Тоска»,  «Гнев» и «Спокойствие». Цикл написан в расширенной тональности «ля». По словам Максима, «Состояния» задуманы как первая тетрадь цикла миниатюр, серия которых в дальнейшем будет пополняться.

Цикл сыграла студентка I курса фортепианного отделения Надежда Лукьянчук. При прослушивании возникло ощущение, что некоторые произведения стилизованы под музыку Сергея Сергеевича Прокофьева. Особенно интересно прозвучали «Размышление», «Гнев» и «Спокойствие».

Максим не побоялся показать себя и как вокальный композитор и представил свой вокальный цикл «О любви», который написан на слова Марины Ивановны Цветаевой и состоит из трёх песен: "Умирая, не скажу"; "На плече моем"; "Ты, меня любивший". Главная идея цикла – показ женских образов. Очень впечатляюще прозвучала третья песня, которая по своему характеру оказалась сдержанной, местами речитативной. В предпоследней строчке стихотворения, состоящей из пяти слов ("Ты меня не любишь больше"), заключена причина страдания главной героини. В партии фортепиано есть скрытый подтекст – музыкальная фраза из пяти нот, возникающая на протяжении всего произведения, вторит горю девушки.

Песни были достойно исполнены вокалисткой Дариной Сажиной и концертмейстером Еленой Поликиной.

Следующее произведение, которое было представлено публике, это первая часть Сонаты для фортепиано Павла Жебелева, сыгранная профессором кафедры общего курса фортепиано Светланой Ивановной Художниковой. Поразило то, как исполнительница очень ответственно подошла к этому сочинению. Радует, что первая часть написана в сонатной форме, и с лёгкостью можно понять, где главная партия, где побочная и т.д.

Далее прозвучало «Романтическое трио для скрипки, альта и виолончели» Александра Гагулашвили, которое состоит из трёх частей. Первая часть – это некая экспозиция тем, которые встречаются в остальных частях, вторая – разработка, а третьей части, фуге, отводится роль заключения. Автор, добавляя к названию трио ремарку «романтическое», как бы заранее указал, что в сочинении не нужно искать экспериментальных техник и авангардных изысков. Произведение сыграли Анастасия Бурмистрова (скрипка), Маргарита Чернова (альт), Иоанн Лапин (виолончель).

После публике было представлено Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Татьяны Поповой, состоящее из трёх частей. При написании трио задачей автора стояло создание музыки, наполненной образами, которые каждый слушатель смог бы трактовать по-своему. Цикл был исполнен Ярославой Постол (скрипка), Дианой Крамар (виолончель) и самим автором за фортепиано. Особый интерес привлекла средняя часть трио, которая наполнена спокойствием и сосредоточенностью.

Струнный квартет Даниила Попова написан в двух частях. Первая часть — адажио в сонатной форме, без названия. Вторая называется "Irrlicht" ("Блуждающий огонь") и является реминисценцией на "Зимний путь" Вильгельма Мюллера.

Тема блуждающего огня — феномен романтизма, к ней обращались Иоганн Вольфганг Гёте, Вильгельм Мюллер, Франц Шуберт, Ференц Лист и другие. Струнный квартет Попова обнаруживает идею бинарности в различных аспектах, которая часто переходит в довольно радикальные оппозиции: гептатоника в первой части и микрохроматика во второй; лирика и скрупулёзные математические модели. Две части в цикле, двоичная система счисления в криптофоническом разделе, числовые ряды, построенные на принципе чётности и нечётности и т. д. Произведение было представлено Людмилой Женевской (скрипка), Олесей Окушко (скрипка), Валерией Карась (альт), Дианой Крамар (виолончель).

Заключительным номером концерта стало «Тёмное зеркало» для флейты, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано Полины Крышень. Произведение является своеобразным воспоминанием, отсылкой к богатой детской фантазии, когда любые впечатления предстают в несколько преувеличенном свете. «Тёмное зеркало» в будущем видится отличным музыкальным сопровождением для какого-нибудь короткометражного фильма. Огромное спасибо артистам за представление образов в пьесе: Александре Забайкиной (флейта), Анастасии Сошневской (скрипка), Людмиле Женевской (скрипка), Валерии Карась (альт), Виктории Палютиной (виолончель), Александру Соловьёву (фортепиано)

По окончании концерта Полина Викторовна вызвала виновников этого концерта на сцену. Все произведения и их авторы были заслуженно встречены слушателями аплодисментами.

Полагаю, что такой композиторский концерт интересен тем, что слушатели могут интеллектуально задуматься о чем-либо и глубоко вникнуть в будущее, которое композиторы видят сквозь призму музыки.

Фото Ксении Бабутиной

Александра Копылова
студентка 1 курса  теоретико-дирижерского факультета
Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова