Алима Тынчерова

Опера «Моцарт и Сальери»  Н. А. Римского-Корсакова:
совместный проект Музыкального театра Республики Карелия и Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова

12 декабря 2019 года в рамках фестиваля молодых звезд оперы «Opera vita» в Петрозаводской консерватории прошла постановка одноактной оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной «маленькой трагедии» А. С. Пушкина.

Известно, что опера была создана в 1898 году по образцу «Каменного гостя»  А. Даргомыжского и ему же посвящена. Композитор назвал ее «чисто голосовым сочинением», подразумевая камерность оперы, и оркестровал ее для уменьшенного состава: струнная группа. одинарный состав деревянных духовых, две валторны, эпизодически тромбоны, фортепиано. Первым исполнителем роли Сальери (бас) стал Федор Иванович Шаляпин, а Моцарта (тенор) – В. П. Шкафер. Музыкальный критик С. Н. Кругликов в свое время отметил, что это произведение – «не для ежедневной оперной публики, но при внимательном слушании просто потрясает». И действительно, судьба оперы с самого начала сложилась очень удачно. Юлий Энгель так описал свое впечатление о новом произведении композитора: «Здесь все полно жизни, здесь все захватывает, потрясает, и увлеченному слушателю остается только отдаться во власть редкого и благодатного художественного впечатления» («Русские ведомости», 27 ноября 1898).

Существует 11 официальных аудиозаписей оперы с хором и оркестром Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Ленинградской филармонии, Большого театра и оркестра Всесоюзного радио, Парижского радио, оркестром Саксонской государственной капеллы и хором Лейпцигского радио и др.

Декабрьская постановка на сцене Большого зала консерватории – это совместный проект музыкального театра Республики Карелия и Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова. На сцене выступили солисты Музыкального театра Чингиз Кадыров в партии Моцарта и Александр Ватолкин в партии Сальери. За дирижерским пультом камерного оркестра консерватории «Nord-West Studium» – Владимир Кулагин, в недавнем прошлом выпускник Петрозаводской консерватории. В исполнении оперы принял участие хор Музыкального театра, главный хормейстер – Александр Зорин. Поскольку опера проходит в зале консерватории, родилась идея создания некоего сценического действия, с этой целью был приглашен режиссер Леонид Прокофьев.

После концерта мы беседовали с дирижером Владимиром Алексеевичем Кулагиным и ведущей Ларисой Владимировной Кучанской.

- В чем, на ваш взгляд, особенность данной постановки оперы?

Л. К.: - Во-первых, отсутствие сценических условий, без декораций, кулис и пр. Артисты словно на «лобном месте» все эти 40 минут.

В. К.: - Но в то же время, они своим мастерством гораздо больше могут сделать. Вся работа, практически, идет на крупных планах. И на солистов ложится двойная нагрузка.

- Можно ли считать эту постановку концертным исполнением?

Л. К.: - Ну не совсем. Видите, режиссер внес некую интригу - обозначил взаимоотношения между персонажами. Обычно в концертном исполнении это статичное исполнение героев, а здесь все-таки, взаимоотношения показаны режиссером, солисты играют роли. И вы, наверное, почувствовали какое-то драматическое напряжение между  персонажами. К примеру, интересен режиссерский ход, когда  Моцарт, высвеченный снопом света, поднимается наверх, он как бы возносится, завершив свои земные дела, и по лесенке поднимается, словно, на небеса. И потом, когда Сальери допевает свою партию, Моцарт приглашает его к себе. Ведь что сказал Сальери в конце? «До свиданья». То есть, в конечном итоге, они встречаются в жизни иной. И Моцарт настолько велик, настолько огромен, что принимает даже своего убийцу, своего отправителя.

- Скажите, а было ли нечто подобное в других операх?

В. К.: - Есть, кстати говоря, такое явление у Н. А. Римского-Корсакова в опере «Сказание о невидимом граде Китеже…», когда главные герои в конце оперы попадают в невидимый град после смерти, и «достигшая блаженства» Феврония вспоминает о Гришке, который предал ее. И, беспокоясь о нем, она пишет письмо, которое является кульминационным моментом ее образа. Похожий сюжет, не правда ли? Стремление к широте души, к укрупнению масштабов этого действа.

Л. К.: - Это вообще заложено самим А. Пушкиным, который так же, как и гений Моцарта, многомерен. И любая трактовка, какую ни возьми, может быть достойно сделана. В этом прелесть работы с таким материалом.

- Ставилась ли раньше эта опера на сцене нашего Музыкального театра?

В. К.: - Да, опера ставилась до ремонта театра с другими солистами и дирижером В. И. Стачинским.

- В чем были трудности сегодняшней постановки?

Л. К.: - Это была сверхзадача, прежде всего, для Александра Ватолкина, потому что нужно было освоить большую партию в короткие сроки. И он, конечно, проявил чудеса профессионализма. Вообще сроки для всех были маленькие, для оркестра всего 5 репетиций. К тому же, новый жанр и участие в фестивале, в первый день которого прозвучала «Травиата» Верди, а в заключительном были собраны образцы из шедевров оперной классической музыки. Это был своего рода вызов, и они приняли его достойно. Результат, я считаю, впечатляющий.

- Что, на ваш взгляд, удалось в этой работе, а что нет? Какие успешные моменты можно отметить?

Л. К.: - Здесь я думаю, самое успешное это то, что в Музыкальный театр и консерватория в тандеме сделали совместную работу. Я, например, давно не припомню, чтобы консерватория, объединившись с театром, выдали какой-то музыкальный продукт. Был сделан первый шаг, и он оказался достойным. Думаю, приятно было всем поработать друг с другом. В любом случае это развивает, когда сотрудничают новые люди.

В. К.: - Я бы со своей стороны как дирижер, не говорил о каких-то минусах, потому что мы понимали друг друга, понимали, что кто-то может ошибиться. Но то, что мы отреагировали, когда солист делал какую-то агогику, сделали ему удобство и т. д., целостно сыграли - это уже какой-то результат, и не нужно заострять внимание на деталях сейчас.  (Кулагин В.)

- Спасибо вам огромное. Творческих успехов!

 

Материал подготовила Алима Тынчерова,
студентка 5 курса ПГК им. А. К. Глазунова