Анастасия Болятинская

Немного солнца, саксофона и Италии в этом ноябре

Четвёртого ноября под звук аплодисментов на сцену Карельской государственной филармонии вышло четверо давно знакомых нам саксофонистов в составе: Алексей Талицкий, Вадим Ямпольский, Александр Девятко и Екатерина Бардакова. По мере продолжительности концерта к квартету саксофонов, во втором отделении, присоединился Академический хор колледжа им. Раутио, студенты Петрозаводской государственной консерватории по классу саксофона, а так же гости этого вечера: пианист Михаил Козырев, вокалистка Альбина Хузина, дирижёр и творец исполняемой музыки – Джанфранко Джоя.

Композиторы по своей сути делятся на несколько типов. Кому-то больше удаётся выразить себя в помпезной драматике, кто-то обретает свободу в мире диссонансов и полиритмии, а кто-то остаётся лёгок и сказочен на протяжении всего творчества. Джанфранко Джоя является композитором для небольшого, узкого круга лиц. Но те, на кого падают лучи его яркой музыки, обязательно сияют в ответ, неосознанно двигаются в такт или замирают на задержанной ноте, как бы сливаясь с ней, растворившись в вибрирующем созвучии. С первого взгляда композитор отпечатывается в нашем сознании как скромный и добродушный человек. Но нам, кому было дозволено оказаться этим вечером за ширмой, проникнуть во внутренний мир этого незнакомца через его музыку, нам было позволено ощутить это пленяющее тепло итальянского солнца, вобрать в себя многообразие запахов и оттенков, которые в свою музыке слил воедино Джанфранко Джоя.

Оглянувшись по сторонам, внимательным взором окинешь зал и встретишь большое количество знакомых лиц. Это и молодые музыканты, приехавшие на конкурс саксофонистов со своими родителями, который, кстати, проводится ежегодно в честь празднования дня рождения Адольфа Сакса, и педагоги и учителя музыкальных школ, и студенты колледжа при консерватории и самой консерватории. Сплошь и рядом друзья, и знакомые самих выступающих. Обстановка оказалась действительно дружеской и неформальной.

Пасторальная, лирическая тема, наполненная чувством умиротворения в серединной части камерного концертино для фортепиано и квартета саксофонов и страстно порывная, резкая первая и заключительная темы вливаются друг в друга, с каждой секундой добавляя всё больше музыкально-фрагментальных частиц в восприятие слушателя. Ощущение беспрерывно текучей и видоизменяющейся музыкальной модели преследует нас в каждом произведении итальянского композитора. Завершает первое отделение композиция, носящая название «Almost tango», под звуки которой хотелось выплеснуть внутреннее накапливающуюся энергию в бурный танцевальный поток с темпераментными взмахами рук и запястий, движений ног и взмахов подолов длинных женских юбок.

Второе отделение открылось произведением крупной формы, написанным исключительно для нашего карельского квартета саксофонистов. Слаженная ансамблевая игра, предощущение и передача мелодической линии от одного саксофона к другому, дополнение друг друга динамически и тембрально, точное соблюдение штрихов и чувство музыки передавалось от исполнителей к слушателям. Некоторые дети сидели в изумлении, позабыв о том, на что они отвлекались ранее, кто-то улыбался приходившим в воображении картинкам, кто-то, напротив, был серьёзен и следил за каждой издаваемой нотой. Тонкий лирический образ сопрано-саксофона в исполнении Алексей Талицкого, могучая сосредоточенность тенориста Вадима Ямпольского, глубокая басовая линия баритониста Александра Девятко и страстно-манящая манера игры альтистки Екатерины Бардаковой создавали в материальной действительности гармоничное отражение идеально-художественных образов. Хотелось крикнуть «Браво!», но смущение, одолевавшее меня обычно в эти моменты, не позволило вылиться наружу пенящимся чувствам.

И в завершении концерта на сцену к квартету саксофонов добавился ещё один квартет в составе: Гурам Авалишвили (сопрано-саксофон), Мария Максакова (альт-саксофон), Андрей Смуров (тенор-саксофон), Андрей Меркульев (баритон-саксофон). Концерт стал ещё более грандиозным благодаря добавлению Академического хора музыкального колледжа под управлением Евгении Дыги и прекрасной вокалистки Альбины Хузиной. В таком составе было исполнено 8 псалмов для хора и октета саксофонов. А всем этим музыкальным детищем дирижировал сам Джанфранко Джоя.

Дружественные завершающие аплодисменты, по словам Джанфранко, подарили ему ощущение дома. Повторюсь, что атмосфера вокруг в самом деле царила тёплая и дружелюбная, словно собрался зал единомышленников для того, чтобы впитать солнечные звуки и пряные ароматы острова Сицилии, наэлектризоваться  энергетикой Джанфранко Джои и, конечно же, воочию узреть этот самый Итальянский сувенир.

Анастасия Болятинская
(студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова)