Анастасия Новоселова

Парижcкие грёзы от Павла Нерсесьяна

2 ноября в рамках фестиваля камерного искусства «Осенняя лира», который на протяжении уже 30 лет знакомит Петрозаводск с интересными исполнителями, состоялся концерт Павла Нерсесьяна — пианиста, педагога, профессора Московской консерватории и заслуженного артиста России.

Павел Тигранович Нерсесьян родился в 1964 году в городе Раменское. Закончил Московскую консерваторию в классе профессора Сергея Доренского, которого называют «Делателем лауреатов» (в его классе «выковано» более 100 лауреатов международных конкурсов). Сейчас Павел живет на два континента: преподает в Московской консерватории и Бостонском университете. Но его выступления достаточно редки в России, поэтому особенно ценно и приятно было услышать его в стенах Большого зала Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова. Артист проводит мастер-классы в городах России, Германии, США, Японии, Италии, Испании, Южной Кореи. И его имя давно не появлялось на филармонических афишах.

Концерт Павла Нерсесьяна — не рядовое событие. Инструменталисты выступают сольно всё реже, формат с оркестром считается более популярным. Пианист предложил слушателям изысканную программу, посвященную французской музыке рубежа XIX – XX веков, так называемой «прекрасной эпохе», когда в искусстве развивались импрессионизм и  ар нуво. Мы услышали часто исполняемые произведения (сочинения Клода Дебюсси и Мориса Равеля) и малоизвестные (цикл Жоржа Бизе). По словам самого артиста, такие программы ему особенно интересны, как признался Павел в одном из интервью: «Я люблю, чтобы красиво сочеталась программа, чтобы была какая-то идея». Сложностью таких программ является точное ощущение стиля этой музыки и духа эпохи, но Павел через свое исполнение великолепно донес до слушателей заложенные смыслы.

Первое отделение концерта было посвящено исключительно музыке Клода Дебюсси и началось с «Бергамасской сюиты», состоящей из 4 частей («Прелюдия», «Менуэт», «Лунный свет», «Паспье»). Почему сюита была так названа? Бергамаска появлялась в произведениях композиторов времен барокко (например, у Иоганна Себастьяна Баха в «Гольдберг-вариациях»), существовала она и в музыке XIX века, однако у Клода Дебюсси в сюите ее нет. Возможно, заглавие связано не с танцем и не с городом Бергамо, а с «масками», упомянутыми в стихотворении «Лунный свет» французского поэта-символиста Поля Верлена. И как раз эта часть сюиты с одноименным названием — одно из самых обаятельных вдохновений Дебюсси. Но, в цикле есть неоклассические тенденции, и для «неподготовленного уха» такая музыка является непростой в восприятии, но Павел смог погрузить слушателей в мир красок. От его пианиссимо зал буквально замирал, а в паузах витал вопрос: «А что же дальше?». Погружение в атмосферу — огромное мастерство!

Концерт продолжили 5 прелюдий («Ветер на равнине», «Вереск», «Ворота Альгамбры», «Чередующиеся терции», «О чем поведал западный ветер»). К циклу из 24 прелюдий обращались многие композиторы разных эпох (И. С. Бах, Ф. Шопен, Д. Д. Шостакович). Прелюдии Дебюсси программны и образны, но Павел каждую преподнес по-своему. С помощью четкого темпа и ритма он смог передать связь с испанским фольклором в «Воротах Альгамбры», в «Вереске» мы услышали более поэтичный образ, а в прелюдии «Чередующиеся терции» пианист показал игру звуков и смену оттенков, сочетая это с блестящей техникой.

Завершилось первое отделение фортепианной пьесой «Остров радости», написанной под впечатлением от картины французского художника Антуана Ватто («Паломничество на остров Киферу»). Сам композитор писал: «Боже! Как это трудно сыграть. Мне кажется, что в этой пьесе соединены все способы игры на фортепиано, потому что сила сочетается с изяществом...». Но и здесь музыканту удалось передать все краски, с помощью своего изысканного и утонченного вкуса.

Второе отделение концерта началось с цикла Жоржа Бизе «Рейнские песни» («Рассвет», «Отправление», «Мечты», «Цыганка», «Признание», «Возвращение»). Этот цикл малоизвестен и редко исполняется, поэтому для многих, я думаю, эта музыка стала открытием. От импрессионизма мы отклонились в сторону романтизма. Ведь «Рейнские песни» продолжают традиции Ф. Мендельсона, будучи написаны в жанре лирических зарисовок. Здесь Павел продемонстрировал кантилену и мелодичность, а зал наслаждался красотой звучания.

На мой взгляд, «изюминкой» программы стала фортепианная сюита Мориса Равеля «Ночной Гаспар», состоящая из 3 пьес («Ундина», «Виселица», «Скарбо»). Произведение требует от исполнителя огромной виртуозности. «Скарбо» относится к наиболее трудным произведениям мирового фортепианного репертуара. Помимо всей технической безупречности, пианист смог передать и образную сферу. В «Ундине» были слышны и журчание, переливы и всплески воды, а многократно повторяющаяся нота и «безжизненные» аккорды «Виселицы» напоминали тело повешенного, отчего становилось жутковато. Это было фантастическое исполнение, которое преподнесло слушателю бурю эмоций и смыслов!

Концерт Павла Нерсесьяна собрал в зале разнообразную публику: студентов, педагогов колледжа и консерватории, музыкантов филармонии и просто любителей музыки. Зал рукоплескал, артиста приглашали на авансцену 3 раза, и  в качестве подарка «на бис» он исполнил Экспромт №3 Ф. Шуберта (Ges-dur, op.90).

Павел Нерсесьян — интереснейший интерпретатор. Во время выступления внешне он сдержан и спокоен, но под его руками музыка оживает и расцвечивается разными красками. Слушать прекрасную музыку в таком исполнении — огромное удовольствие. Публика осталась под неизгладимым впечатлением и, несомненно, будет ожидать новых визитов пианиста в Петрозаводск.

Анастасия Новоселова,
студентка V курса исполнительского факультета
ПГК им. А. К. Глазунова