Анастасия Титова

Республиканский фестиваль «Учитель-ученик-музыка»: взгляд изнутри

16 марта 2018 года в Детской музыкальной школе №1 им. Г. Синисало прошел III Открытый республиканский фестиваль «Учитель-ученик-музыка». На одной сцене выступили ученики со своими преподавателями. Этот ежегодный весенний фестиваль за свое недолгое время существования успел заинтересовать многих музыкантов. Мы решили взять интервью у автора идеи фестиваля, организатора и художественного руководителя проекта – преподавателя фортепианного отделения Детской музыкальной школы №1 им. Г. Синисало Ангелины Александровны Телицыной. Ангелина Александровна – выпускница Петрозаводской государственной консерватории 2012 года, кафедры специального фортепиано  (класс профессора Юлии Ивановны Тишкиной). Сегодня она сама стала преподавателем и передает свои опыт и знания юным учащимся.

− Как родилась идея создания фестиваля? В чем она заключается?

А. Т. – Идея фестиваля возникла достаточно давно, когда я училась еще в  музыкальном училище. Я постоянно выступала сольно, в ансамблях с разными инструментами и вокалистами, также играла и со своими преподавателями. Как вы поняли, я не мыслила свою жизнь без этого. А когда на втором курсе консерватории пришла работать в музыкальную школу им. Г. Синисало, то зачастую стала наблюдать такую тенденцию, что преподаватели сами не играют, а занимаются лишь педагогикой. Это казалось для меня странным – как показать исполнительские приемы, отладить верные движения и звук, если сам в этом не практикуешься? У преподавателя, который не играл много лет, исполнительский аппарат уже не в той форме как раньше, контакт с инструментом потерян, и, соответственно, навыки и приемы игры тоже. Я считаю, что играть на инструменте необходимо постоянно. Сама часто выступаю, приглашаю учеников на свои концерты. Так ребенок вдохновляется и видит пример для подражания, планку, на которую ему следует равняться.

Поэтому организуя данный фестиваль, я, конечно же, не могла пройти мимо своих учеников. Ведь игра в ансамбле воспитывает чувство ритма, плеча, умение слушать себя и своего партнера. А когда преподаватель начинает выступать со своим учеником, у них складываются взаимоотношения, которые сближают их. Это, несомненно, лучше сказывается на процессе обучения.

 И это обучение не заканчивается, когда ученик выходит за дверь класса. Нужно организовывать походы на концерты, фестивали, выставки. Советовать им хорошие книги, музыку, тем самым давая комплексное воспитание. Об этом сейчас хорошо говорит Михаил Казиник. В школах Финляндии, например, это часто практикуют. Они берут конкретную ситуацию и рассматривают ее с точки зрения разных предметов, тогда сразу возникает комплексное видение. В музыке должно быть точно также.

Как много вы сами выступаете?

А. Т. – Достаточно часто. Постоянно играю на различных мероприятиях, организованных нашей школой и не только. Осенью выступала на авторском концерте карельской музыки у Анастасии Сало и нескольких концертах в рамках юбилея Союза композиторов. В этом фестивале я играла с четырьмя своими учениками в одном номере, а также в ансамбле с моим преподавателем, Людмилой Кузьминичной Ибрагимовой, которая учила меня в музыкальном училище. Часто езжу как концертмейстер с кантелистами. С ними мы готовимся на разные конкурсы, что тоже является исполнительской практикой.

Как давно проводится фестиваль?

А. Т. – Фестиваль проводится с 2016 года. Это уже третий год. Он проводится каждую весну, и это единственный в Карелии фестиваль, связанный с совместным музицированием преподавателя и ученика на одной сцене.

– Кто основные участники фестиваля? Какая у него география?

А. Т. – Основные участники это преподаватели и ученики нашей трехступенчатой системы образования. Если брать Петрозаводск, то это все музыкальные школы, школы искусств, музыкальный колледж им. Раутио, колледж при консерватории и собственно сама консерватория им. Глазунова. У нас есть представители абсолютно со всех звеньев. Что касается других учреждений, то в прошлом году были участники из Ломоносовской гимназии, а в этом девушка – эстрадная вокалистка с Петрозаводского техникума городского хозяйства. Также есть представители с Деревянного и постоянные гости из Кондопоги. Участники есть как из Петрозаводска, так и со всей Карелии, ведь у нас республиканский проект.

Возраст участников самый различный, возрастные рамки не ограничены. В этом году у нас был рекорд: самой юной участнице исполнилось всего лишь три года.

Если говорить о количестве участников, то у нас прослеживается интересная тенденция. В 2016 году было около 50 человек, в 2017 около 100, а в этом году цифра немногим не дотягивает до 150. Получается ежегодный прирост примерно в 50 человек. Чему я не могу не радоваться.

Планируете ли вы переводить фестиваль на новый уровень?

А. Т. – Да, такие мысли были. Возникали идеи не только переводить проект на более обширный уровень (например общероссийский), но и попробовать  сделать конкурс, что, конечно, гораздо более трудоемкий процесс.

Какая музыка исполняется на фестивале?

А. Т. – Музыка исполняется самая различная. Составы ансамблей, композиторы и жанры также абсолютно разные. Все что захочешь. Этот тот нечастый случай, когда на одном концерте вы можете услышать песенку про крокодила Гену и тут же фортепианный концерт Рахманинова или Прокофьева. Можно хоть на печатной машинке выстукивать! Такого номера у нас пока не было, но я думаю еще не вечер!

Что приятно, преподаватели в последнее время все чаще готовят свои номера специально для данного фестиваля. Некоторые делают обработки, переложения для определенных составов. Очень приятно, что люди вовлекаются в это и не просто используют готовые номера, которые уже кем то написаны и переложены. Я всегда говорю – рассматривайте фестиваль как площадку для творческих экспериментов. В этом году своим примером решила показать, как это нужно делать. Специально для фестиваля я написала обработку на главную тему из кинофильма «Гарри Поттер» для двух роялей в 8 рук с партией треугольника, которую, кстати, исполнял мой ученик – он же по совместительству и был Гарри Поттером. Получился интересный номер с небольшой театральной составляющей. Я сама выросла на фильмах и книгах о юном волшебнике, и у меня, по всей видимости, получилось передать этот посыл ребятам. Ученики были со мной на одной волне, восприняли эту затею с большим воодушевлением и каждый раз спрашивали: «А когда у нас следующая репетиция?» Это ли не счастье, когда есть такое отношение, желание играть и заниматься. У них все больше просыпается любовь к музыке. Получается, что главная цель моей миссии достигнута.

В чем особенность фестиваля этого года?

А. Т. – В этом году были специальные призы и подарки с авторским дизайном. Появились сертификаты на ремонт музыкальных инструментов от мастеров по настройке фортепиано, народных и духовых инструментов. Когда мы обратились к ним с просьбой, они с радостью согласились. Номинации остались те же самые. В этом году также сделали сладкий стол.

Как организатор проекта, что можете сказать о результатах?

А. Т. – Так как это фестиваль, места не распределялись. Дипломы и памятные призы получили все участники. Если говорить о том, состоялся ли фестиваль, то безусловно! После фестиваля подходили родители, преподаватели и говорили много приятных слов. Все остались довольны.

Какие сложности были у проекта, и что нового вносит каждый проведенный фестиваль?

А. Т. – Самое сложное это не перегореть в процессе подготовки из-за всей этой рутины, связанной с организацией. Как говорила моя учительница: нужно подходить «с холодной головой и горячим сердцем, отделять главное от второстепенного». Признаюсь честно, всегда сложно начинать что-то  впервые. Много подводных камней. Некоторых вещей я не знала, о некоторых ситуациях даже не задумывалась. Мне не приходило в голову, что они могут произойти. Сейчас, по прошествии нескольких фестивалей, я уже могу предугадывать какие-то сложности и пытаюсь их заранее предотвратить. Определенные вещи повторяются из года в год. Один мой друг говорил, что нужно «превращать сложности в свои цели». Поэтому это не сложности, а просто очередной пункт в списке дел, который необходимо вычеркнуть.

Кроме того, трудности связаны с местами проведения фестиваля, потому что мы привязаны к двум роялям. Как правило, пианистов на фестивале больше всего. По всей вероятности это связано с тем, что я сама пианистка, и за мной уже тянется некий шлейф фортепианного отделения (смеется). Хотя представителей других отделений у нас тоже очень много. Залов с двумя роялями, да еще и хорошими у нас мало. В этом году хотели провести фестиваль в Большом зале консерватории, у нас даже была с ними договоренность, но в связи с ремонтом здания консерватории мы туда не попали.

Еще одна проблема наиболее остро стоит для меня как для человека, связанного с искусством. Она заключается в умении переключаться с творческого процесса на рутинную работу по организации и наоборот. Для меня это достаточно выматывающая задача. С каждым фестивалем масштаб растет и приходится привлекать новых людей. Когда делала первый фестиваль, то практически вся организация была на мне. Мне приходилось сочетать в себе несколько амплуа: организатор, художественный руководитель, исполнитель. Обычно на фестивале я сама играю в двух и более номерах, а в первом участвовала аж в пяти, к этому добавляется вся организаторская беготня! Как сейчас помню свои ощущения на первом фестивале - я думала меня просто разорвет на части! Но, конечно,  у нас есть уже определенная небольшая команда, которая берет часть обязанностей на себя. Например, бессменный ведущий всех наших фестивалей Денис Козлов. Он помогает мне с составлением программы. Хочется выразить ему отдельную благодарность за то, что он дал очень много ценных советов в плане организации фестивалей подобных уровней, благодаря своему обширному опыту в этой сфере.

С каждым годом мы стремимся улучшить качество, расширить географию участников, переместиться в лучшие залы, наполнить  фестиваль новыми интересными мероприятиями. В этом году в рамках нашего проекта планируется мастер-класс по импровизации, на котором могут принять участие все желающие.  Дата обговаривается.

Какова публика фестиваля?

А. Т. – Если описывать публику фестиваля, то это, как правило, родственники и друзья наших участников, а также их преподаватели и другие музыканты. Кроме того, к нам приходят совершенно посторонние люди. Это, наверное, благодаря социальным сетям. И все же хочется, чтобы еще больше людей узнавали об этом фестивале. Тем более, что вход на все мероприятия абсолютно бесплатный. Вообще Петрозаводск очень культурно-развитый город, здесь каждый день можно посещать концерты, фестивали, выставки и спектакли, которые проходят в одно и то же время. Поэтому зачастую люди просто не знают как разорваться между всеми этими мероприятиями, что выбрать на сегодня. 

Какой любимый фестиваль за три года?

А. Т. – Это как с музыкальным произведением, которое играешь и разучиваешь в данный момент. Также и с фестивалем. Любимый тот, который ты организуешь в данный момент.

Ангелина Александровна, огромное спасибо Вам за интервью!

Материал подготовила
Анастасия Титова, студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова