Андрей Метёлкин

Романтики изменяют мир … и слушателей

21 марта 2018 года в Государственной филармонии республики Карелия прошел концерт под названием: «Романтики изменяют мир». В программе звучала увертюра к опере «Вольный стрелок» К.М. Вебера, симфоническая поэма «Влтава» Б. Сметаны, «Полет валькирий» Р. Вагнера, поэма «Колокола» С. Рахманинова. Исполнители: симфонический оркестр филармонии, академический хор Петрозаводского государственного университета (руководитель – Николай Маташин), академический хор Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова (руководитель – Евгения Дыга), солисты Музыкального театра Республики Карелия: заслуженная артистка Карелии Ольга Маслова (сопрано), лауреат международных конкурсов Игорь Макаров (баритон), солист Мариинского театра Олег Лосев (тенор), дирижер – Алексей Ньяга.

Известный петербургский музыковед Наталия Энтелис рассказывала слушателям о мироощущении романтиков XIX века и их мучительном разладе с окружающим миром: там, где буржуа будет доволен, романтик будет несчастлив. Не смотря на это, композиторы-романтики изменили мир: плод их горестных (или восторженных) раздумий – это музыка, которая озарила не только их эпоху, но, главным образом, вдохновила музыкантов следующих поколений.

Концерт был открыт увертюрой из оперы «Вольный стрелок», в которой передается драматическое содержание оперы и его основная идея: выбор между добром и злом. Композитор колоритно и очень ярко отображает быт немецкого народа. Звучащие в увертюре мелодии  – композиторские, но близки к народным истокам. У Вебера увертюра – это предчувствие дальнейших событий, некий код, который раскрывает тайны оперы. Говоря об исполнении оркестра, меня очень порадовало соло валторн, которые звучали очень слаженно, интонационно чисто и музыкально.

После увертюры прозвучала симфоническая поэма Б. Сметаны «Влтава»  из цикла «Моя Родина». Из 6 поэм этого цикла именно это произведение приобрело наибольшую популярность. «Музыка рисует весь  путь  Влтавы от самых ее истоков», – поясняется в авторской программе. В исполнении оркестра поэма прозвучала очень воодушевленно, с чувством, однако, мне показалось, что музыканты не провели детальную работу над произведением, поэтому была потеряна целостность формы.

Первое отделение завершал фрагмент «Полет валькирий» из второй части грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга». Музыка очень известная для широкого круга слушателей. Публикой это произведение было воспринято очень восторженно!

А в заключение концерта прозвучала поэма С.В. Рахманинова «Колокола». Перед прослушиванием Наталия Леонидовна рассказала о возникновении произведения: о молодой виолончелистке, которая отправила композитору анонимное письмо со стихотворением американского поэта Эдгара Аллана По (1809–1849) «Колокола» в переводе К. Бальмонта. Каково же было велико удивление друзей Сергея Васильевича, и как же так вышло, что Рахманинов написал произведение, приняв совет совсем незнакомого человека? На этот вопрос нам сможет ответить лишь «муза» композитора.

Отдельное слово хотелось бы сказать об исполнении поэмы. Впервые услышанный мною здесь в Петрозаводске солист Мариинского театра Олег Лосев, который выступил в I части произведения, произвел большое впечатление. Певец обладает мягким тембром голоса, в его исполнении слышна продуманность партии. Во II части выступила уже известная в нашем городе Ольга Маслова. Певица является ведущей солисткой Музыкального театра, буквально несколько месяцев назад ей было присвоено звание заслуженной артистки Республики Карелия. Ольга обладает объемным, крепким голосом, но, возможно из-за болезни, певица пела немного «в нос». В финале поэмы мы ­­­услышали также солиста Музыкального театра Карелии Игоря Макарова. Как мне показалось, певец недостаточно изучил партию, исполнение было качественным, но не хватило музыкальной составляющей. Нельзя ни отметить работу дирижера. Алексей Ньяга уже не первый год работает с оркестром, знает его как слабые, так и сильные стороны, а если учесть сроки, за которые коллективу пришлось выучить эту программу, можно смело сказать дирижеру  – «Браво!». Безусловно, были недостатки, были и очень хорошие моменты. На сцене одновременно находилось около 150 человек! Алексей Деголович добился единого звучания двух (даже трех!)  коллективов, не так часто сотрудничающих друг с другом, а это как говорится «дорогого стоит».

Не смотря на некоторые недостатки в исполнении, весь этот большой романтический концерт прошёл на одном дыхании, и, наверняка, изменил к лучшему мир для слушателей, которые были этим вечером в филармонии.

Андрей Метёлкин,
студент Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова