Анна Камчатная

«Женская среда» в Петрозаводской консерватории

Композиторы–женщины: почему же это сочетание считается такой редкостью? До сих пор ведутся споры, как относиться к женщине в творческой сфере, в частности в музыке. И хотя сегодня среди профессиональных музыкантов много женщин, тем не менее, находятся люди, которые поддерживают миф о том, что женщина менее талантлива в творчестве, чем мужчина. Но этот миф успешно развенчивается появлением все большего числа талантливейших исполнительниц и композиторов, которые смело заявляют людям о себе своим творчеством.

23 октября в Петрозаводской консерватории состоялся очень важный по своему посылу концерт – концерт из произведений женщин-композиторов под названием «WE: womenenvironment» (с англ. – женская среда). Концерт состоялся при поддержке Генерального консульства Швеции в Санкт-Петербурге и вступительное слово произнес сам консул Мортен Франкбю.  Этот концерт предлагает обратить внимание слушателей на музыку композиторов-женщин разных эпох. И действительно на концерте можно было услышать «женскую музыку» от средневековья до наших дней.

В первом отделении концерта выступил замечательный датско-шведский квартет «Дамкапеллет» в составе: Надежда Окрушко (фортепиано), Лиза Фогель (скрипка), Паулин Хогстранд (альт) и Николь Хогстранд (виолончель). Девушки не просто исполнили ряд произведений, а построили свое выступление в форме лекции, рассказав о музыке, которую они исполняли, и композиторах, которые эту музыку написали. В исполнении квартета прозвучали сочинения немецкой монахини Хильдегарды Бингенской (1098-1179), итальянского композитора Изабеллы Леонарда (1620-1704), шведского композитора, органистки Эльфриды Андре (1841-1929) и современных авторов –  финки Кайи Саариахо (1952 г.) и норвежки Элен Лидквист (1970 г.). Благодаря такому выбору репертуара слушатели вместе с исполнителями совершили некий экскурс в историю музыки. Выступление квартета также сопровождалось свободными актерскими действиями. Например, девушки душевно и эмоционально процитировали письмо Эльфриды Андре, что, безусловно, дополнило и украсило их выступление. Я считаю, что квартет «Дамкапеллет» выбрал очень интересный формат выступлений и, конечно же, запомнился петрозаводским слушателям своим высоким профессионализмом и невероятным обаянием. Закончили девушки свое выступление исполнением шведской народной песни.

Второе отделение концерта было посвящено композиторам-женщинам, работающим в Петрозаводске (и не только). Сочинения композиторов исполнили студенты и преподаватели Петрозаводской консерватории.  Первым номером прозвучал вокальный цикл «Карельская тетрадь» Татьяны Кончаковой в пяти частях. Сочинение представляет собой обработки карельских народных песен и вдохновлено вокальными циклами Р. Шумана и В. Гаврилина. Исполняли: Ольга Грудинина (сопрано), Ольга Мацкевич (фортепиано), Елизавета Шишлина (флейта), Никита Литвинов (ударные). Следующим номером студентка консерватории Александра Забайкина исполнила пьесу «Ночная пастораль» из цикла «Эскизы» для флейты соло молодого композитора из Ростова-на-Дону Марии Николаевой. Благородное звучание альта было представлено в произведении Тамары Егоровой «Ступени» для альта и фортепиано в исполнении Валерии Карась (альт) и Ларисы Малютиной (фортепиано). Причудливую и замысловатую сюиту «Странности в пространстве» представила Татьяна Попова в интерпретации Ольги Родайкиной (ксилофон), Александры Забайкиной (флейта), Валерии Карась (альт), Анны Малышевой (контрабас). Образы родного Онежского озера отображены в музыкальной зарисовке Анастасии Сало «Элегия онежских волн» с помощью нежного звучания саксофона. Исполняли: Алексей Талицкий (саксофон) и Кирилл Булгаков (фортепиано). Завершали концерт два опуса преподавателя нашей консерватории Полины Крышень. Сочинение «Темное зеркало» автобиографично и отражает детские воспоминания композитора. «Лента Мебиуса» же написано в стиле музыкального постминимализма, так как он как нельзя лучше отображает математичность и схематичность идеи этой музыки. Исполняли произведения ансамбль в составе: Александр Соловьев (фортепиано), Анастасия Сошневская (скрипка), Галина Бусеева (скрипка), Валерия Карась (альт), Софья Баканова (виолончель), Александра Забайкина (флейта). Второе отделение порадовало разнообразием современной музыки. Были представлены произведения как уже признанных и уважаемых карельских композиторов, так и молодых талантливых авторов.

В целом концерт прошел чрезвычайно успешно. Зрители с интересом слушали как зарубежных гостей, так и музыкантов из Петрозаводской консерватории. Хотя на концерте звучало много современной музыки, написанной довольно замысловатым музыкальным языком, слушателями она была понята и принята благодарными овациями. Отчасти в этом заслуга и замечательных ведущих концерта – Милы Соколовой и Надежды Окрушко. Овации от слушателей стали весомой поддержкой для композиторов, чья музыка звучала на этом концерте. Без сомнения, такого рода концерты нужны, чтобы донести до современных слушателей мысль: человеческий талант всеобъемлем и не должен восприниматься в зависимости от гендерной  принадлежности.

Фото автора

Анна Камчатная,
студентка V курса Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова