Анна Климова

Музыкальные контрасты в фильме Тима Бёртона
"Дом странных детей мисс Перегрин"

6 октября 2016 года в российский прокат вышел фильм «Дом странных детей мисс Перегрин» – новая работа известного американского режиссёра Тима Бёртона, снятая по одноименной книге Рэнсома Риггза.

Интересно рассмотреть его музыкальную составляющую, в том числе потому, что в этой работе режиссёр решил отказаться от услуг композитора Дэнни Эльфмана, с которым сотрудничал при создании большинства своих кинолент.

Перед Майклом Хайэмом и Мэттью Марджесоном, написавшими музыку к фильму, стояла непростая задача, ведь зрители привыкли, что в бёртоновских картинах музыкальный пласт создавался Эльфманом. Можно сказать, что композиторы справились.  Почти вся музыка киноленты соответствует ожиданиям. Она выдержана в соответствующих настроениях и создаёт настолько органичный фон, что порой мы её не замечаем.

Уже в самом начале фильма звучит музыкальная тема в исполнении симфонического оркестра, в которой явно прослушивается имитация тикающих часов. Выбор такого музыкального приёма не случаен, ведь идея течения времени является одной из ключевых в данной картине. Этот лейтмотив мы ещё неоднократно услышим на протяжении киноленты.

Сцены, где действие происходит в 1943, сопровождаются музыкой той эпохи, что создаёт эффект присутствия. В эпизоде, где Джейкоб заходит в паб и ещё не знает, что он в 1943 году, звучит композиция «In The Mood» Гленна Миллера. Эта песня была весьма популярна в 40-е годы XX века.

Особо следует отметить символичный выбор композиции, звучащей в момент падения бомбы на дом мисс Перегрин. Каждый вечер перед тем, как отмотать сутки назад, она ставит на граммофоне пластинку с песней «Run, rabbit, run,» («Беги, кролик, беги!»), которая была популярна вовремя Второй мировой войны (музыка Ноэла Гайя, слова Ральфа Батлера). Написанная в 1939 году для комического шоу, композиция приобрела особую популярность после пародии британских комиков Флэнгана и Аллена, которые переделали песню и пели «Беги, Адольф, Беги, Беги, Беги…»

Стоит сказать, что события, происходящие в 2016 году, сопровождаются современной музыкой (опять же, эффект присутствия). Сцена борьбы скелетов с пустотами (невидимыми монстрами) сопровождается композицией «Handy Candy», которая представляет собой типичный клубный трек, сочетающий в себе различные приёмы, характерные для современной массовой музыки – этакая «пляска смерти» XXI века.

В финальных титрах звучит чарующая песня «Wish That You Were Here » в исполнении современной британской группы Florence & The Machine. Содержание этой композиции тесно переплетается с сюжетными перипетиями фильма, а также отражает чувства главного героя.

Обобщая, хочется отметить, что музыка на всём протяжении картины соответствует поворотам сюжета. Её не много там, где она может отвлечь от действия, она накаляет обстановку в тревожных ситуациях, приобретает черты пасторальности в идиллических сценах, передаёт душевное состояние героев в переломные моменты их судеб. Одним словом, те, кто работал над музыкальным оформлением фильма, сделали всё ради того, чтобы создать у зрителей ощущение неразрывной связи музыкальных и визуальных компонентов киноленты.

Климова Анна
студентка 4 курса ПГК им. А.К.Глазунова  
(фортепиано, бакалавр)
24.12.2016