Даниил Попов

«Опус 27»: карельский взгляд,
или всероссийский фестиваль в северной традиции

12 октября, в рамках всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 27», в Детской музыкально-хоровой школе состоялся концерт преподавателей и студентов кафедры специального фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

История ежегодного всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – opus …» напрямую связана с одноименным российским изданием, посвященным классической и современной академической музыке. Основанная в 1989 году газета «Музыкальное обозрение» уже 27 лет является лидером на рынке информации в музыкальной сфере. Помимо информационного освещения музыкальной жизни, газета активно в ней участвует, инициируя и воплощая различные музыкальные проекты. Со времени основания издания вышло уже 400 номеров «МО» — этот факт нашёл замечательное отражение во вступительном слове Виктора Сауловича Портного, сравнившего газету с «многотомной энциклопедией, летописью музыкальной жизни России конца XX – начала XXI веков». С 2004 года газета «Музыкальное обозрение» проводит свой фирменный ежегодный фестиваль, порядковый номер которого соответствует году издания газеты, и с самого начала Петрозаводская государственная консерватория принимает в нём участие.

Репертуар фестиваля «Музыкальное обозрение – 27» составляют сочинения, так или иначе связанные с числом 27: это может быть номер опуса, возраст композитора во время написания или окончания сочинения, количество инструментов или частей в сочинении, либо наличие числа 27 в названии. Такой подход к формированию репертуара не просто видится интересным и современным, но и содержит в себе важную особенность — возможность оправданно представить в рамках одного концерта совершенно различную и разнообразную музыку.

Программа данного концерта была подобрана достаточно интересно и концептуально. Объединяющим фактором для большинства сочинений стало наличие в них фольклорного тематизма, наиболее ярким образцом которого стали «Финские народные мелодии op. 27» Ферруччо Бузони, являющиеся своего рода финским сегментом в творчестве композитора, а также «25 норвежских песен и танцев op. 17» Эдварда Грига. Единственным сочинением, несколько выпадающим из общей фольклорной концепции, были «Вариации для фортепиано в трёх частях op. 27» Антона фон Веберна, что, однако, нисколько не повредило репертуарной целостности. Напротив, это яркое экспрессионистическое сочинение воспринималось как фантастический атональный анклав, нашедший себе место среди царства более привычной для слушателя музыки.

Помимо подобранного с высоким эстетическим вкусом репертуара, концерт заключал в себе ещё ряд особенностей: «25 норвежских песен и танцев» Эдварда Грига довольно редко можно услышать полностью, и именно на этом мероприятии зрителям была предоставлена такая замечательная возможность. Кроме того, впервые в Петрозаводске была исполнена «Интродукция и рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса в транскрипции для двух фортепиано Клода Дебюсси.

Исполнителями на этом мероприятии были студенты и преподаватели Петрозаводской государственной консерватории, среди которых — заведующий кафедрой специального фортепиано, кандидат искусствоведения, профессор Виктор Саулович Портной, доцент кафедры общего курса фортепиано Татьяна Владимировна Спивакова, преподаватель кафедры специального фортепиано Александр Владимирович Соловьёв, а также молодые преподаватели — Никита Фомичев и Михаил Никитин. Все студенты, принявшие участие в концерте, принадлежат классу Виктора Сауловича Портного (Юлия Грушина, Елена Васюкова, Юлия Гелихова и Кирилл Булгаков).

Все без исключения исполнители продемонстрировали высокий профессиональный уровень: музыка, прозвучавшая на концерте, была преподнесена очень артистично и осмысленно. Конечно же, стоит особенно отметить яркость и сыгранность ансамбля В. С. Портного и Т. В. Спиваковой, исполнивших «Финские народные мелодии» для фортепиано в четыре руки Ферруччо Бузони. Впечатляюще были исполнены «Вариации для фортепиано в трёх частях» Антона фон Веберна, во время которых весь зал сидел, затаив дыхание, наблюдая за сложными пассами рук А. Соловьёва. Им была исполнена, откровенно говоря, действительно сложная и вообще звучащая довольно редко музыка, трудная для исполнения не только в техническом, артикуляционном, но и в образно-смысловом отношении.

В целом, концерт оказал на меня довольно сильное эмоциональное воздействие и оставил множество приятных впечатлений. Замечательный выбор репертуара, грамотно выстроенная драматургия в программе, убедительное исполнение — всё это в совокупности как раз таки и составляет простую, но действенную формулу хорошего концерта. В данном случае, эта формула была прекрасно дополнена отсутствием звонков мобильных телефонов и аплодисментов между частями крупного сочинения, что свидетельствует о преобладании профессионального контингента среди публики. Пожалуй, единственным печальным моментом было количество зрителей, довольно небольшое относительно зала, физически способного вместить намного больше людей. Однако некоторая камерность мероприятия нисколько не мешает утверждать, что концерт состоялся с большим успехом.

Даниил Попов
(студент Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова)