Дарья Колданова

(Интервью с Е. В. Гурьевым 14. 10. 2019)

– Здравствуйте, Евгений Валериевич! Я благодарна Вам за то, что Вы смогли уделить время для нашей беседы. Не так давно, 6 октября, Академический хор Петрозаводской государственной консерватории успешно принял участие в XV Международном осеннем хоровом фестивале имени Б. Г. Тевлина, который прошёл в Московской государственной консерватории. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями о поездке.

– Мероприятие, в котором принимала участие делегация Петрозаводской государственной консерватории (в её составе были и. о. ректора Алексей Александрович Кубышкин, проректор по учебной и воспитательной работе Ольга Владимировна Шмакова и декан Евгения Анатольевна Дыга), имеет давнюю историю. Этот фестиваль когда-то организовал сам Борис Григорьевич Тевлин, один из выдающихся деятелей русской хоровой культуры, ученик Александра Васильевича Свешникова.

– Как появился этот фестиваль?

– История Осеннего хорового фестиваля восходит к 2005 году, когда выдающийся музыкант, профессор Московской консерватории Борис Тевлин (1931-2012) задумал провести смотр хоровых сил России. Также большая заслуга Бориса Григорьевича Тевлина заключается в том, что благодаря его инициативе при Московской консерватории в своё время была создана кафедра современного хорового исполнительства. Именно на этой кафедре проводились все самые серьёзные эксперименты с современной музыкой. Исполнялись последние сочинения Родиона Щедрина, молодых московских и петербургских композиторов – в этом отношении Тевлин всегда шёл впереди. С 1995 года созданный Б.Г. Тевлиным Камерный хор Московской консерватории по сегодняшний день находится в авангарде хоровых исполнительских новаций.

– Значит, для композиторов-современников Тевлина существование кафедры было большим стимулом для написания новых хоровых сочинений?

– Да, конечно. Я думаю, это именно так.

– Как Академический хор консерватории стал участником этого фестиваля?

– Весной в Карельской государственной филармонии состоялся концерт Академического Большого хора «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, заведующего кафедрой дирижирования Московской консерватории. Поздравляя дирижёра с успешным выступлением, наш и. о. ректора Алексей Александрович Кубышкин выразил надежду на сотрудничество Петрозаводской консерватории с московскими коллегами, на что Конторович ответил: «Будет возможность – приезжайте». И вот, в начале июня из Москвы пришло официальное приглашение к участию в фестивале. Задача оказалась не из лёгких. Во-первых, проблема комплектации хора, так как из года в год состав меняется: как известно, уходят выпускники, и в сентябре четверти прежнего коллектива уже нет. Кроме того, встал серьёзный вопрос подбора репертуара. Выучить новую программу за полмесяца невозможно, поэтому в основу легли сочинения «из репертуара»: это музыка карельского композитора Валентина Кончакова, обработки народных песен Авенира Михайлова, произведения композиторов Финноскандии, в том числе в редакции Станислава Легкова. В завершении программы прозвучало произведение канадского композитора Сида Робиновича. Когда-то это сочинение привёз из Канады с надеждой на исполнение мой преподаватель Юрий Львович Клаз. И если учесть, что главной целью было желание представить на фестивале максимально яркое и выразительное во всех отношениях звучание хора, то в этом смысле выбранная программа правильно «выстрелила».

Самые главные слова мы услышали от художественного руководителя фестиваля Александра Владиславовича Соловьёва, который сказал, что мы являемся продолжателями русской певческой традиции. Думаю, что это очень высокая оценка!

– Как участники хора чувствовали себя на сцене, какое впечатление на них произвёл зал Московской консерватории?

– Большой зал Московской консерватории – это фантастический, волшебный зал. И если сказать, что я до конца понял, как в нём нужно работать – это значит ничего не сказать, потому что там нужно «пожить» какое-то время. У нас была одна часовая репетиция, в процессе которой, кажется, почти удалось найти нужное звучание. Судя по отзывам, хор звучал выразительно с точки зрения контрастности нюансировки, ясности произнесения текста, глубины и насыщенности вокальной манеры, поэтому я доволен нашим выступлением.

Многие журналисты любят задавать людям творческой профессии вопрос: существует ли «рецепт» успешного выступления? Как бы Вы ответили на этот традиционный вопрос?

– Я всегда говорю своим студентам, что слово «рецепт» нашей профессии не подходит, потому что с рецептом можно пойти в аптеку за лекарством от недуга. В работе над музыкой, конечно же, существует ряд незыблемых правил, но рецептов для её удачной интерпретации нет. Мне ближе такой подход, когда музыка частично рождается в процессе исполнения.

– Правильно ли я Вас понимаю, что, несмотря на тщательную подготовку, железное знание музыкального текста и алгоритмов работы с ним, в выступлениях Вашего хора всегда присутствует этот элемент живого творчества, момент рождения чуда?

– Да. Я тысячу раз был свидетелем выступлений хоровых коллективов, когда, кажется, выучено всё безукоризненно, а музыка звучит неинтересно. Хор — это живой организм, который весьма чутко и порой непредсказуемо реагирует практически на все существующие внешние раздражители, включая дирижёрские манипуляции. На фестивале, на этот раз всё прошло «как по нотам». Хор консерватории был особенно чутким, внимательным и органичным, одновременно проявляя чудеса гибкости. Это редчайший случай такой общей творческой концентрации, которая, как правило, проявляется именно в момент участия хора в серьёзных и ответственных творческих мероприятиях.

– С 4 по 10 ноября Петрозаводская консерватория примет участников III Международного конкурса музыкального искусства имени А.К. Глазунова. Вспоминая предыдущие годы, что Вы можете сказать о развитии искусства хорового пения в современной России?

– В 90-х мы утратили главное ‒ массовость хорового пения. Время было такое, когда мы потеряли огромное количество достойных любительских хоровых коллективов, исправно пополнявших долгие годы и наши профессиональные ряды. В 2000-е годы, пожалуй, всё постепенно стало вставать на свои места ‒ и количественно, и качественно. Сейчас в нашем регионе благополучная ситуация, мы имеем большое количество успешных хоровых коллективов, которые ежегодно завоёвывают массу самых престижных российских и международных наград. Мы на нашей кафедре в своей работе с учениками будем стремиться, чтобы и в дальнейшем наши выпускники поддерживали эту планку на самом высоком уровне.

– Оценивать исполнителей будут крупнейшие специалисты музыкального искусства – как российские, так и зарубежные, а Вы – председатель жюри в номинации «Хоровое пение». Скажите, пожалуйста, пару слов о Ваших коллегах ‒ членах жюри в номинации «Хоровое пение».

– Вместе со мной в жюри будут работать два выдающихся дирижёра – это Борис Георгиевич Абальян, руководитель уникального камерного хора «Lege artis», в репертуаре которого лучшие образцы западноевропейской музыки, и Александр Сергеевич Рыжинский, доктор искусствоведения, художественный руководитель и дирижёр Ансамбля современной хоровой музыки «Altro coro» Российской академии музыки им. Гнесиных. Коллектив успешно пропагандирует хоровые сочинения композиторов XX‒XXI веков, является обладателем большого количества престижных российских и международных наград.

– Можете ли Вы назвать критерии, по которым жюри будет оценивать мастерство участников конкурса?

– Как правило, оцениваются технологическая сторона и художественная. С технологической точки зрения важна чистота и безукоризненность интонирования, чистота строя хоровых коллективов, а с художественной – глубина интерпретации, стилистическая достоверность исполняемого сочинения, принадлежность его к той или иной эпохе, и в связи с этим – выбор приёмов, штрихов. Я думаю, что в такой прекрасной компании выдающихся коллег нам не составит труда поставить оценку исполнителям.

– Если бы Вам пришлось убеждать оппонентов в важности развития хорового пения в России и необходимости государственной поддержки хорового искусства, что бы Вы сказали?

– Сейчас в достаточной степени уделяется внимание хоровому пению в России. Что касается финансирования музыкальных мероприятий, можно вспомнить совсем недавнее масштабное событие в Санкт-Петербурге – коллективное исполнение гимна России многотысячным профессиональным хором. Судя по тому, насколько активно регионы принимают участие в музыкальной жизни страны, можно говорить о том, что с хоровым пением сегодня всё в порядке.

 

С Евгением Валериевичем Гурьевым беседовала студентка III курса
Дарья Колданова (специальность «Музыковедение»)