Галина Деревягина

Большой симфонический представляет:
Три Мэтра отечественной музыки

14 ноября в Большом зале Карельской государственной филармонии состоялся второй концерт I абонемента «Вечера с Большим симфоническим оркестром». Слушателям были представлены произведения П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. Исполняли программу симфонический оркестр филармонии под управлением А. Рыбалко и солист – лауреат международных конкурсов Дмитрий Смирнов (скрипка).

Вечер для слушателей открыла яркая, характерная, темпераментная увертюра П.И. Чайковского к опере «Воевода». Этот оперный дебют композитора был представлен московской публике в 1869 году.  Либретто написано Чайковским совместно с А. Н. Островским по его драме «Воевода» («Сон на Волге»). Оркестр прекрасно исполнил эту музыку. Слушатель мог насладиться и проникновенным лирическим соло струнных, и мощным, звучащим по-богатырски tutti оркестра.

Далее прозвучал Второй концерт для скрипки С.С. Прокофьева, написанный в конце заграничного периода – 1935 году, перед возвращением в СССР. Композитор начал работу над концертом в Париже, продолжил сочинение в Воронеже, а завершил в Баку. Музыковеды сходятся во мнении, что в этом сочинении талант Прокофьева особенно раскрывается в лирике. О достоинствах этой музыки можно говорить и говорить: концерт полон мелодических находок, он поражает слушателя ритмической изобретательностью, огромным образным спектром — тут и сарказм, и задушевная любовная лирика, и озорство. И, несомненно, этот концерт можно назвать жемчужиной в репертуаре каждого скрипача.

Мы имели удовольствие слушать исполнение концерта в исполнении молодого петербургского скрипача, лауреата международных конкурсов, Дмитрия Смирнова. Музыкант ведет активную концертную деятельность как в России, так и за рубежом. К слову сказать, этот исполнитель поражает своим мастерством петрозаводчан не впервые. Зрители уже имели счастье слушать этого талантливого скрипача в концертном сезоне 2015-2016.

Дмитрий Смирнов исполнил концерт поистине блистательно. Меня поразило, насколько свободно скрипач владеет инструментом, как выразительно и проникновенно звучала лирика, и как искрометно и блестяще сыграны многочисленные пассажи. Солист и оркестр играли очень слаженно: выразительно и гибко мелодия скрипки вплеталась в прозрачную и богатую красками ткань оркестра! Исполнение оставило самое восторженное ощущение. Зрители рьяно аплодировали, слышались многочисленные «Браво!».

Дмитрий Смирнов исполнил на бис первый каприс Н. Паганини, а после завершения первого отделения раздавал автографы и фотографировался со слушателями. Публика находилась в радостном возбуждении после такого фееричного исполнения и столь изысканного, блестящего музыкального подарка от молодого скрипача.

Второе отделение концерта было посвящено музыке диаметрально противоположной по духу — музыке Д.Д. Шостаковича. Симфонический оркестр исполнил его Десятую симфонию. Петрозаводская публика не впервые знакомится с монументальными полотнами композитора: в разное время симфонический оркестр филармонии представлял слушателям Пятую, Седьмую, Девятую и Четырнадцатую симфонии.

Для меня было поразительно соединение в одном концерте столь разных фигур отечественной музыки. Однако можно отметить и сходство этих композиторов. Московский музыковед Л. Акопян утверждает, что для обоих Мэтров важной является категория «классического»: для Прокофьева – это отсылка к музыкальной культуре 18 века, а для Шостаковича – тяготение к барочным конструкциям

Исследователи отмечают, что Десятая симфония — это одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, и не случайно в конце третьей части симфонии появляется монограмма композитора D-Es-C-H. Шостакович вновь, после восьмилетнего перерыва, высказывается «от первого лица». Симфония была написана спустя восемь лет после раскритикованной премьеры Девятой симфонии. Во время этого перерыва композитор сочинял в самых различных жанрах, и этот период часто называют неким компромиссом с властью.

Было удивительно следить за тем, как дирижер Анатолий Рыбалко выстраивал это величественное звуковое здание. Под его управлением оркестр звучал очень разнообразно. Как сумрачно и скорбно было исполнено начало первой части у струнных, как неистово, энергично и виртуозно звучало скерцо, как утверждающе была произнесена знаменитая монограмма в конце третьей части у флейты-пикколо, – эти и многие другие краски и разнообразные динамические оттенки музыки смог передать оркестр.

Думаю, что каждого сидящего в зале эта симфония глубоко затронула и потрясла. Стоит отметить, что Десятая симфония Шостаковича – это не та музыка, которая воспринимается легко, психологически она очень напряженная. И поразительно, насколько внимательны были слушатели, зал как будто замер, вникая в постепенное развитие драматургии симфонии. Без сомнения, исполненная симфония Шостаковича стала большим откровением и событием для петрозаводского слушателя.

Галина Деревягина
(студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова)