Ксения Полпудова

«Искусство требует знаний».
 Б. Брехт

Мастер-класс Марии Людько (сопрано) прошел 5 ноября в Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

Программа III Международного конкурса музыкального искусства имени А.К. Глазунова включала в себя не только конкурсные выступления, но и  мастер-классы ведущих педагогов и консультации известных музыкантов. Так, в рамках конкурса, состоялся мастер-класс  Марии Германовны Людько – заслуженной артистки Российской Федерации, заведующей кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидата искусствоведения и профессора, члена жюри конкурса.

Мария Людько имеет в своём репертуаре как оперные партии, так и  произведения камерного репертуара, кантаты и оратории И. С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Дж. Верди, А. Дворжака, К. Орфа. Гастролирует в городах России, Белоруссии и Казахстана, странах Европы. Выступает с крупнейшими европейскими оркестрами, известными отечественными и зарубежными композиторами, дирижёрами и режиссёрами (А. Петров, М. Эрмлер, В. Гергиев, Ю. Темирканов, А. Ведерников, С. Брэдфорт, П. Пейре, С. Сондецкис, Н. Алексеев, А. Дмитриев, К. Райкин, Г. Вик, Г. Купфер, Д. Черняков).

Мария Людько (фрагмент вступительной речи):

«Мы ожидаем, что это молодая «поросль» которую мы готовим, на которую мы рассчитываем в дальнейшем, понимает, что поступление в ВУЗ - это важный шаг в их жизни, это усилия и что от них требуется определенное качество. Да, у вас есть техника, есть взятые ноты, правильное произношение, осведомленность о традициях исполнения того или иного произведения, но обязательно должны быть вы, ваш взгляд и  ваша интерпретация, ваша любовь к этой музыке. Важно любить не только «искусство в себе», но и «себя в искусстве», показывать через музыку свой внутренний мир. К сожалению, у части исполнителей как будто этого внутреннего мира, внутренней духовной и интеллектуальной жизни нет. Гаджеты убили все, интернет убивает все остальное, Facebook вообще наш злейший враг. Мы перестали сопереживать, сочувствовать. А если мы не пережили никаких эмоций, как мы можем их передать? Как мы можем посылать в зал нашу любовь и нашу неприязнь, эмоции, сопротивление, ярость чувства? Нам нечего послать. Воспитывайте ваши чувства, читайте хорошие книги. Цивилизация, которая не читает – заканчивается. Смотрите хорошие фильмы с хорошей актёрской игрой, с  хорошим драматическим сюжетом о человеческих взаимоотношениях. Смотрите оперные спектакли, хорошие постановки драматических спектаклей, все это доступно. Учитесь правильно искать информацию в интернете. Учитесь «мастеровитости», конкретным приемам у мастеров, чувствуйте, плачьте. Воспитывайте ваши чувства, ведь очень видно и слышно, когда перед нами белый лист, вакуум. И это страшнее всего. Техническим приемам можно научиться, это один из рефлексов, который мы вырабатываем из урока в урок, шаг за шагом. А эмоции или чувства – это то, что или есть или нет, то, что  надо приобретать позже».

Уникальную возможность представить мастеру своё исполнение, услышать его мнение и рекомендации получили не только студенты кафедры сольного пения и оперной подготовки, но и вокалисты других регионов, принимавшие участие в конкурсе. Активные участники мастер-класса:

  • Евгения Бумбу (Воронежский государственный институт искусств)

Чайковский П. И. Ариозо «Где же ты, мой желанный? Из оперы «Чародейка»

  • Алёна Гаврилова (Петрозаводская государственная консерватория)

Массне Ж. «Ouvre tes yeux bleus»

  • Чэнь Чжи Мин (Петрозаводская государственная консерватория)

Моцарт В. А. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

  • Сяо Цзыбинь  (Китай, Шанхай, Shanghai Normal University)

Чайковский П. И. «Серенада Дон Жуана»

  • Цянь Вэньзюнь (Китай, Шанхай, Shanghai Normal University)

Гендель Г. Ф. Ария Секста из оперы «Юлий Цезарь»

  • Чжан Сяодун  (Китай, Шанхай, Shanghai Normal University)

Русская народная песня «Ах, Настасья»

  • Егор Туманов (Псков, Детская музыкальная школа №2 им. М. П. Мусоргского)

Гендель Г. Ф. «Сердце моё страданьем полно»

Как участники, так и зрители мастер-класса получили полезный опыт, включившись в процесс переосмысления концепции и эмоционально-смыслового наполнения сочинения в зависимости от художественной интерпретации исполнителя. На примере произведений, исполнявшихся конкурсантами, были проработаны основные трудности: артикуляция, фразировка и дыхание. Но самую большую роль Людько уделяла взаимодействию текста и музыки, отражению смысла, заложенного авторами в исполняемое произведение.

Как отметила участница мастер-класса Алёна Гаврилова: «Поразила  самоотдача Марии Германовны. Она образно и эмоционально показывает, заряжает энергией, и тем самым стимулирует к более качественному исполнению произведения. Пение превращается из «звукодуйства» в нечто прекрасное и возвышенное, это уже готовый сценический образ. Вхождение в роль, анализ и осмысление текста хорошо сказывается и на технике исполнения. Находясь в этом образе и думая об эмоциональной составляющей, делая его более наполненным, многие технические приёмы естественным образом получается сделать гораздо лучше».

Ранее Мария Германовна также организовывала мастер-классы в Петрозаводской государственной консерватории. Один из таких проходил в ноябре 2015 года, где участниками стали студенты класса доцента кафедры Дворникова В. И. и старшего преподавателя кафедры Смирновой Г. В.

Мастер-классы дают возможность молодому поколению музыкантов учиться у опытных исполнителей, видеть профессиональное отношение к выбранной специальности и принимать участие в творческом процессе, работать над совершенствованием исполнения музыки, ради которой все и  происходит.  

Автор статьи: Ксения Полпудова
Фотоматериалы предоставлены Софьей Джавадян