Наталья Горбунова

Экологически чистый жанр… у Нильсена и Глазунова

Духовая музыка — это экологически чистый жанр...
Звуки духового оркестра не подлежат модернизации.
Валерий Халилов, Главный военный дирижер
Вооруженных сил РФ в звании генерал-лейтенанта

28 октября 2015 года в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова в рамках международного проекта «Глазунов, Нильсен, Сибелиус. К 150-летию со дня рождения» состоялся концерт «Музыка для духовых», посвящённый творчеству Карла Нильсена и Александра Глазунова. Несмотря на естественный для духовиков небольшой формат (программа состояла  из четырёх номеров, и её исполнение заняло всего 40 минут), концерт стал ярким событием в насыщенной концертной жизни консерватории и города.
Концерт привлёк самую разнообразную публику, от младших школьников с родителями до людей старшего поколения, и это только на первый взгляд показалось странным. Уникальность программы явилась не только в её лаконичности, но и в музыкальной коммуникабельности, поскольку избранные произведения Нильсена и Глазунова в основном выдержаны в столь близком русскому сердцу романтическом стиле, понятном даже ребенку.
В первой части концерта прозвучали два опуса Карла Нильсена — «Две пьесы-фантазии» (ор. 2)  и Квинтет для духовых инструментов (ор. 43). «Две пьесы» — меланхоличный «Романс» и игривую «Юмореску» — исполнили лауреат международных конкурсов Анастасия Зелинская (флейта) и Елена Катышева (ф-но).
Квинтет ор. 43 является очень знаменитым в своём жанре, а технически весьма сложным произведением. Композитор использует здесь развитую полифоническую технику, что требует от каждого музыканта большой исполнительской свободы. Английский композитор и писатель Роберт Симпсон писал об этом произведении: «Любовь Нильсена к духовым инструментам близко связана с его любовью к природе, его очарованностью всем живым, дышащим. Он также глубоко заинтересован в раскрытии особенностей человеческого характера, и в Духовом Квинтете, написанном специально для пяти друзей, каждая партия написана так ловко, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого участника ансамбля». Особо стоит отметить, что до сегодняшнего дня в России Квинтет первый и последний раз исполнялся в 1995 году, также в Петрозаводске, при участии датских музыкантов. Как и тогда, в этот раз были исполнены только 1 и 2 части Квинтета. Участниками ансамбля стали заслуженный артист РФ Игорь Петряков (флейта), лауреат международных конкурсов Павел Попов (гобой), заслуженный артист РК Леонид Янишен (кларнет), Александр Федчишин (валторна), Валерий Дзюбук (фагот). Артисты представили очень интересное и слаженное исполнение Квинтета. Будем надеяться, этот тандем ещё порадует петрозаводскую публику новыми выступлениями.
Во второй части концерта, посвящённой музыке А.К. Глазунова, прозвучали переложения для духового оркестра его Концертного вальса № 1, ор. 47 в инструментовке выпускника военно-дирижёрского факультета МГК им. П.И. Чайковского Павла Тонкушина и  Большой испанский танец из балета «Раймонда» в инструментовке «самого музыкального генерала России», военного дирижера и композитора Валерия Халилова. Оркестр был расширен: добавлены арфа, ударные и контрабас (во втором произведении —  бас-гитара). Инструментовки логично вписались в программу концерта, т. к. вышеупомянутый ор. 2 Нильсена первоначально также написан для фортепиано и гобоя, а не флейты. Эти сочинения исполнил под управлением Сергея Журбенко студенческий духовой оркестр Петрозаводской государственной консерватории, Лауреат Международного фестиваля «Серебряные звуки». Сергей Журбенко уже не первый год работает с данным оркестром, а также хорошо известен благодаря своей педагогической деятельности. И в этот раз в зале сидели многие его ученики по классу гобоя и ансамбля в ДМШ №1 им. Г.Синисало и ученики «Школы оркестровой игры на духовых и ударных инструментах» Дворца творчества детей и юношества. Как он рассказал, работа с оркестром помогает младшему поколению развить более сознательное отношение к занятиям музыкой.
Известно, что в наследии А.К. Глазунова не так много музыки для духовых. Уже в конце жизни, во Франции, он был очарован саксофоном, и написал несколько произведений для этого инструмента (и у петрозаводской публики  в рамках проекта 10 декабря будет шанс услышать одно из этих сочинений).
Несмотря на нетрадиционное тембровое воплощение, музыка Вальса и Испанского танца ничего не потеряла в плане художественной адекватности. Вальс приобрёл более мягкое, «бархатное» звучание. Блестящее, очень динамичное исполнение Испанского танца порадовало сбалансированностью звучания.
Международный проект «Глазунов, Нильсен, Сибелиус. К 150-летию со дня рождения» ещё только набирает обороты. Следующим мероприятием проекта станет театрализованный концерт «Nordic profile of Jean Sibelius», который пройдет 6 ноября. Все концерты проекта проходят в Большом зале консерватории, начало в 19:00.

Наталья Горбунова,
студентка Петрозаводской консерватории
имени А.К. Глазунова