Наталья Сидорова

Полёт духа: Нильсен и Глазунов

28 октября 2015 года в рамках международного проекта «Глазунов. Нильсен. Сибелиус.» в Большом зале Петрозаводской консерватории состоялся концерт «Музыка для духовых». Второе событие проекта привлекло внимание слушателей своей конкретной направленностью. На филармонических афишах не так часто можно встретить программы, основанные на сочинениях для духовых, за исключением сольных концертов или бенефисов ансамблей. Концерт явился настоящим подарком как для специалистов, так и для иных почитателей этой области музыки.  Составители программы учитывали разнообразие слушательских вкусов. Здесь нашлось место и ценителям утончённой лирики, и искушённым профессионалам, ищущим гармонических открытий, и ностальгирующим по временам своей молодости представителям старшего поколения, на чьи юные годы пришлась необычайная популярность парковых духовых оркестров.

В концерте была представлена музыка  двух современников – Нильсена и Глазунова. Таким образом, для подготовленного слушателя заявленная программа создавала возможность своего рода интриги, аналитической игры:  возможность сравнить стили обоих композиторов через призму сочинений для духовых.

Уточним, что в данном концерте оригинальная музыка для духовых принадлежала только Нильсену. Глазунов, также оставивший несколько оригинальных духовых опусов, был представлен переложениями. Выбор программы сформировал у слушателей ракурс рассмотрения двух композиторов. Нильсен предстал на суд публики как самоуглублённый лирик, тонко чувствующий окружающий мир и преломляющий его через призму собственных переживаний. А Глазунов явился композитором-универсалом, который хорошо усвоил весь проштудированный в процессе обучения музыкальный материал и умеет гениально присваивать его себе. Точкой соприкосновения двух различных стилей явилась здесь романтическая эстетика, на закате которой творили оба композитора.

Две пьесы-фантазии Нильсена – Романс и Юмореска, открывшие концерт, –  погрузили слушателей в рафинированный романтизм. Эти пьесы написаны 24-летним Нильсеном и ещё не содержат модернистских гармонических приёмов. Романс содержит почти цитату из арии короля Рене известной оперы Чайковского. Первый номер концерта, вероятно, вызвал громадный отклик в душах консервативных меломанов; помимо красоты музыки этому способствовало и проникновенное исполнение произведений Анастасией Зелинской (флейта) и Еленой Катышевой (фортепиано)

Следующее сочинение перекинуло мост почти на 25 лет вперёд. Прозвучал Квинтет для духовых инструментов уже зрелого и признанного в Европе Нильсена. Известно, что эта музыка уже исполнялась в Петрозаводске в 1995 году при участии музыкантов из Копенгагена. Не имеем возможности поделиться впечатлениями с того концерта, но данное выступление оставило глубокий след в сознании присутствующих. Возможно, Квинтет изначально был задуман как симфонии: форма данного цикла трактуется действительно с симфоническим размахом в необычайно красивой инструментовке. Основные образные сферы Квинтета – светлая пасторальность и философская лирика. Музыкальный язык зрелого Нильсена заметно отличается от его ранних сочинений, хотя функциональная ясность всё же превалирует, здесь уже присутствуют модернистские гармонические принципы.

Второе отделение концерта было посвящено Глазунову. Студенческий духовой оркестр консерватории под управлением Сергея Журбенко исполнил два переложения симфонических сочинений композитора: Концертный вальс ре мажор и Большой испанский танец из балета «Раймонда». Хотя в игре отдельных групп оркестра присутствовали интонационные неточности, в целом замысел поражал своей грандиозностью. Составители программы сумели подобрать к финалу концерта музыку, которая называется специфическим английским словом earworm – «мелодия, застревающая в ушах»

Программа второго концерта проекта «Глазунов. Нильсен. Сибелиус.» произвела на слушателей достойное впечатление своей необычностью и высоким уровнем исполнения. Наверное, и впредь никто бы не отказался от подобного рода тематических концертов, если принять во внимание непопулярность камерных духовых программ. Полёт духа имел изысканное начало и блестящий апофеоз, а, значит, вполне удался!

Впечатлениями из зала делилась Наталья Сидорова