Ольга Шендрик

Пианист Лукас Генюшас Online

ХХI век – это время передовых информационных технологий, в число которых входит трансляция концертов в режиме реального времени. Один из таких концертов проходил 11 марта 2017 года в концертном зале Мариинского театра. Это был сольный вечер пианиста Лукаса Генюшаса, лауреата II премии XV международного конкурса имени П.И. Чайковского. На сегодняшний день Лукас является одним из востребованных молодых исполнителей во всем мире.

Началу онлайн трансляции концерта предшествовало небольшое вступительное слово о пианисте, подготовленное главным редактором интернет-телевидения mariinskiy.tv Залиной Слановой. Стоит отметить, что Лукас довольно часто приезжает в Санкт-Петербург с концертами, и у него уже сформировалась своя аудитория. Этот вечер, конечно же, не был исключением. В зале практически не было свободных мест. Огромным оказался и интерес тех, кто не смог попасть на концерт: тысячи любителей фортепианной музыки следили за ним в режиме реального времени.

Вечер фортепианной музыки Лукас Генюшас открыл «Венским карнавалом» Роберта Шумана. Нужно сказать, что это произведение уже давно находится в репертуаре музыканта, и он довольно часто включает его в программу своих выступлений. С первых же аккордов исполнитель завладел вниманием слушателей. Мягкий, переливающийся красками звук, изумительное расслоение фактуры, удивительное владение временем тут же погрузило слушателей в мир изысканных шумановских грез.

Первое отделение Лукас продолжил Лирическими пьесами Грига. Им были исполнены семь пьес: «Колокольный звон», «Вальс экспромт», «Дорога домой», «Молчание леса», «Норвежская мелодия», «Фантом», «Свадебное шествие в Трольхаугене». На мой взгляд, он очень удачно объединил их в один цикл, все слушалось на одном дыхании. Как и в «Венском карнавале», здесь пианист показал тончайшее владение фортепианной звучностью. В зале царила мертвая тишина. Когда камера показывала пианиста на фоне слушателей, было видно, что все они как будто замерли.

К слову сказать, для видеосъемки было установлено несколько камер, что позволяло наблюдать за происходящим с разных ракурсов. В этом смысле зрители онлайн-трансляции были в более выигрышном положении, чем слушатели на концерте. Чего стоят одни крупные планы пианиста – в них можно разглядеть буквально все, что происходит за инструментом. Видно, как пальцы Генюшаса с легкостью перебирают клавиши, и с каким удовольствием он извлекает каждую ноту.

Во втором отделении концерта музыкант играл две сонаты Прокофьева: сонату №5 до-мажор и сонату №2 ре-минор. При всем внешнем спокойствии, которое можно было уловить на экране,  чувствовалась  внутренняя экспрессия пианиста, с каждой нотой музыкант все больше увлекался Прокофьевым. Техническая отточенность каждого элемента, острота и изящество, ни одного грубого прикосновения, что бывает свойственно  исполнителям в интерпретации Прокофьева – все это оставило очень хорошее впечатление от игры Лукаса. На бис Генюшас исполнил мазурку Шопена ля-минор, где в очередной раз показал блестящее владение инструментом и свой романтический дар.

Публика очень тепло приветствовала пианиста аплодисментами и криками «браво». Отмечу, что музыкант так же был очень доброжелателен к слушателям, его поведение на сцене было живым и естественным. Своими поклонами он благодарил как зрителей, сидящих в зале, так и тех, кто смотрел его концерт онлайн. Это создавало приятное ощущение присутствия при всем происходящем.

В заключении хочется отметить отличное качество трансляции. Конечно, ничто не заменит живого звука, той атмосферы, царящей в зале, но онлайн-просмотр – это отличная альтернатива для тех, кто не может попасть на концерт, и все же очень хочет послушать. Виртуальное посещение зала Мариинского театра доставило массу приятных впечатлений.

Шендрик Ольга
студентка V курса (фортепиано)
Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова