Шумакова Наталия

Музыка Петербургских салонов 19 века

В преддверии новогодних праздников город Петрозаводск подарил своим жителям уникальную возможность услышать аутентичную музыку, исполненную на исторических инструментах. В городе впервые побывали солисты московской Барочной капеллы «Золотой век», которые выступали на престижных концертных площадках мира. У нас дуэт виолончелистов представил программу «Музыка Петербургских салонов 19 века», которая состоялась 19 декабря в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова.

В концерте приняли участие Александр Листратов (виолончель) и Владимир Коденко (виолончель). Музыканты являются солистами барочной капеллы «Золотой век», которая была создана в Москве в 2002 году и на сегодняшний день это один из самых значимых коллективов старинной музыки в России. Солисты капеллы получили как российское, так и европейское музыкальное образование в сфере аутентичного исполнительства. Это и любовь к барочной музыке выразилось в высоком уровне мастерства музыкантов.

Художественный руководитель барочной капеллы – Александр Листратов рассказал слушателям о некоторых нюансах барочной виолончели. Например, что струны данных инструментов изготовлены из овечьих кишок. Смычки виолончелей отличаются по форме от современных, что придает более камерное звучание инструменту. А также музыкант сообщил о том, что его инструменту уже 300 лет. Виолончель была изготовлена, выдающимся тирольским мастером, Яковом Штайбером. Владимиру Коденко посчастливилось играть на инструменте 19 века, который является копией А. Страдивари.

Ведущая концерта – студентка-музыковед Евгения Банникова, объяснила публике, что означает термин «капелла». Именно в барочном понимании капелла - это коллектив музыкантов играющих на различных инструментах. Название ансамбля солистов «Золотой век», очень широкое и знаковое понятие в культуре. Его можно определить как кульминация любого культурного явления в истории человечества. Например, в античном мире золотым веком считалось идеальное государство. Именно это название пришлось по душе для коллектива, который исполняет историческую барочную музыку.

Может показаться необычным то, что музыку классико-романтических композиторов исполняют на барочных инструментах. Дело в том, что музыка эпохи барокко, которая завершилась примерно в первой половине 18 века, на самом деле продолжала жить в веке 19. Причиной этого стало то, что многие композиторы, сохраняли барочную традицию в своем творчестве, используя инструментарий той эпохи.

Петербург никогда не был до конца русским городом, и многие авторы салонной музыки 19 века, которая прозвучала, являются иностранцами. Бернхард Генрих Ромберг (1767 — 1841) по происхождению немец, чье произведение было исполнено вторым номером - Соната №3 для виолончели и баса соль мажор оp.43, числился любимым виолончелистом Л.Бетховена и слыл в свое время лучшим виртуозом среди скрипачей, виолончелистов и клавишников 19 века. Ромберг прожил в России семнадцать лет, и считал нашу страну практически родной. Открыл концерт Дуэт для двух виолончелей соль минор, который принадлежит Куммеру Фридриху Августу (1797 — 1879), ученику Б.Г.Ромбергу. А.Куммер посещал Россию и играл в петербургских музыкальных салонах.

Во втором отделении концерта прозвучала музыка Иоганна Генриха Фациуса (ок. 1760 – 1806) Концерт для двух виолончель соль минор первая часть. Композитор по происхождению был чехом, но 35 лет прожил в России. Служил музыкантом в капелле графа П.Б.Шереметьева. Граф очень любил виолончель, и поэтому в должность музыканта входило сочинять для Шереметьева концерты для виолончели с оркестром, сонаты для виолончели с бассо континуо и дуэт для виолончелей. Граф считал себя хорошим виолончелистом и иногда был не прочь посоревноваться и с профессиональными музыкантами, например такими, как Иоганн Фациус.

Концерт завершался сочинением Жан-Батиста Бреваля (1753 — 1823) . Имя этого композитора знакомо всем современным виолончелистам, так как на конкурсах предлагается исполнить Сонату для виолончели с фортепиано Бреваля. Но, к сожалению, к Жан-Батисту Бревалю это произведение никого отношения не имеет. Её написал испанский виолончелист 20 века Гаспар Касадо. Это совсем не означает, что Бреваль вообще не писал музыку. Сохранилось 15 сонат для виолончелей и баса, и одна из них, а именно Соната соль минор для виолончели и баса ор.12 прозвучала в исполнении солистов.

Техника артистов была настолько совершенна и отточена, что в каждом номере от исполнителей чувствовалось трепетное отношение к каждому звуку. Публика не могла просто так попрощаться с солистами барочной капеллы. Зрители щедро одарили артистов аплодисментами и криками «Браво!». На бис музыканты преподнесли подарок, исполнив сочинение Антонио Вивальди, которое было найдено только в конце 20 столетия, Сонату соль минор для виолончели с бассо континуо. Надеемся, что это не последний концерт барочной капеллы в нашем городе, и еще представится возможность познакомиться и услышать в исполнении ансамбля «Золотой век» с прекрасную музыку барокко и не только.

Наталия Шумакова (студентка IV курса ПГК)