София Барановская

«Поединок» скрипки и альта

В субботу, 11 ноября, в филармонии на абонементе № 8 «Музыкальный салон», мне посчастливилось побывать на классическом концерте «Поединок», где выступали лауреаты международных конкурсов Карэн Шахгалдян (скрипка) и Максим Новиков (альт). Это был настоящий «Поединок» между скрипкой и альтом. На концерте исполняли преимущественно классику, в программе были: Андреас Лидель, Йозеф Гайдн, Игнац Плейель, Алессандро Ролла, Вольфганг Амадей Моцарт и Гендель-Хальворсен.

Публика горячо встретила музыкантов овацией и аплодисментами. Музыканты порадовали зрителей не только виртуозным исполнением, но и искристым юмором, развлекая зрителей шутками и прибаутками. Забавно было слушать дружеский спор между скрипкой и альтом о том, что скрипку любят больше, чем альт. Но когда начиналось исполнение произведений, то публика так замирала, что неслышно было ни единого шороха! Надо отметить, что Карэн Шахгалдян к нам в Петрозаводск приезжал неоднократно, и публика его уже успела полюбить. Но и альтиста Максима Новикова, приехавшего в наш город впервые, слушатели тоже не оставили без внимания.

Первым звучало прекрасное произведение: Й. Гайдн 3-я соната C- dur, в 3-х частях. Во время его исполнения погружаешься в эпоху композитора, когда чаще всего солирует скрипка, а альт ей аккомпанирует. I часть исполняется решительно, смело, напоминая марш. II часть звучит очень печально, с грустным оттенком, скрипка как будто стонет, заставляя грустить и слушателей. III часть – это менуэт, где лёгкие пассажи стремятся вверх, создавая при этом атмосферу праздника.

Следующим номером программы был дуэт И. Плейеля. Звучат лёгкие пассажи, у исполнителей нет лишних движений, все очень точно, ритмично и лаконично. Музыка этого номера немножко напоминает музыку Й. Гайдна. Очень затаенное р и рр исполняется всегда в характере и в образе, а альт из-за штрихов напоминает гитару. В конце ассеl., и одна фраза повторяется много раз как шарманка.

Слушатели услышали Дуэт для альта и скрипки Алессандро Ролло, выдающегося альтиста и виолончелиста из Британии, жившего в конце 18 –начале 19 века. Важно отметить, что Алессандро был учителем Паганини и написал огромное количество музыки (например, 15 концертов), а также стал создателем европейского камерного общества. Музыку этого дуэта можно описать как лёгкую, полётную и стремительную. Здесь уже аккомпанирует, как на гитаре, скрипка.

Далее мы слышали 1-й дуэт В. А. Моцарта в 3- х частях, переложение А.Лиделя. В первой части звучит контрастная динамика f и р, свойственная той эпохе. Происходит как будто разговор и спор между партиями, т.е. вопрос у скрипки и ответ у альта. Во второй части тональность меняется, появляется красочная гармония. Густой теме альтовой партии противостоят стоны и мольба у скрипки. В третьей части исполняются быстрые, техничные пассажи, и музыка прозрачная, светлая, даже можно сказать, салонная. К концу произведения вновь происходит резкая смена характера: с лирического на драматический.

Блестяще прозвучала премьера в Петрозаводске трех каприсов (1, 4 и 2) из 24 каприсов для альта и скрипки Г. Пелециса. На «бис» был исполнен 7-й каприс этого композитора. Несмотря на элитарность инструментов и незаежженность программы, публики было немало, и концерт прошёл на одном дыхании. Слушатели долго не отпускала исполнителей со сцены долгими аплодисментами. Программа была так замечательно составлена, игра скрипки и альта так дополняют друг друга, что даже создалось впечатление, что они разговаривают друг с другом как два человека. И не просто разговаривают, а спорят, пытаясь доказать что-то друг другу. А в финале спора, конечно же, примирение. Все, как в жизни людей. Слушать прекрасную музыку в таком замечательном исполнении – большое удовольствие. И хочется выразить огромную благодарность Карельской государственной филармонии за то, что мы имеем возможность посещать такие замечательные концерты.

София Барановская
студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А. К. Глазунова