Валерия Карась

1 апреля в большом зале Детской музыкальной школы им. Г. Синисало состоялся отчетный концерт класса композиции ПГК им. Глазунова. Публике были представлены работы молодых композиторов, выполненные под руководством Полины Крышень и Бориса Напреева. В отличие от концертов прошлых лет, этот нес еще и мемориальный характер. Участники концерта хотели почтить память Александра Сергеевича Белобородова, который многие годы возглавлял класс композиции в Петрозаводской консерватории. Значительная часть прозвучавших сочинений была написана под его непосредственным руководством.

Жанровая палитра представленной музыки была довольно разнообразной. Программа включала и вокальные, и камерно-инструментальные пьесы для различных составов.

Концерт открыл вокальный цикл Даниила Попова «Три романса на стихи Бунина», в составе которого были представлены стихи «Без имени», «Безнадежность» и «Грот». Композитор сумел перенести слушателя на север, где царят «розовые мхи», героическое молчание и бесконечная борьба бушующей воды с немыми скалами.

Вторым вокальным циклом в программе концерта стала работа Олеси Величко «Три рассказа про ветер» на стихи Федерико Гарсиа Лорки. При работе над сочинением композитор поставил определенную задачу: показать всю «разноцветность» и изменчивость ветра. Вокальный цикл состоит из трех романсов-рассказов, написанных для разных женских голосов (академического и эстрадного вокала), фортепиано и альтовой флейты. Скользнув едва слышно между рядами зрительного зала, нежный и легкий летний ветерок, наполненный зеленью, сменился резким и порывистым ветром побережья, вобрав в себя краски моря и бриза.  

«4 пьесы для фортепиано», созданные Татьяной Поповой, стали дебютом молодого композитора. Миниатюры были исполнены самим автором. Мечтательный вальс, лирическое раздумье, полька марионеток и яркий финал погрузили слушателя в композиторский мир, полный контрастов и различных настроений, позволяя все же каждому найти в музыке нечто своё, сокровенное.

Евгения Сафиканова представила две пьесы для аккордеона – «Фаросский маяк» и «Праздник на берегу». Морская тематика, объединяющая пьесы, выбрана композитором не случайно. Евгения – уроженка Севастополя. Море в жизни автора занимает не последнюю роль. Ночь, массивный маяк, безмолвное и сильное море – все это нашло отражение в музыке пьесы «Фаросский маяк», рисующей в воображении слушателя морской пейзаж. Вторая пьеса контрастна с первой. Композитор воспроизводит картину народного гуляния с песнями и танцами. В середине пьесы – своеобразное лирическое отступление, в котором прорываются ностальгические чувства, воспоминания о родном городе.

Деревенская сюита в четырёх частях «Посиделки» Надежды Красиковой раскрыла перед слушателем характеры различных инструментов – гобоя, фагота и фортепиано, а также особенности их тембровых сочетаний. Сюиту открыла «Шутка» в исполнении фагота и фортепиано. «Ворчащий» тембр фагота, по мнению автора, как нельзя лучше подходит для «шуточного повествования». Вторая часть – «Прибаутки» – написана для фагота и гобоя. Разнохарактерные инструменты, порой перебивая друг друга, порой ворча и «хохоча», поведали слушателю веселые истории. Гобою и фортепиано автор доверил «Небылицу», а заключительная часть – «Байка» – прозвучала в исполнении всех инструментов. Н. Красикова предложила оригинальную трактовку жанра: «Байка» в ее интерпретации – не род анекдота, а нечто родственное с колыбельной песней. Шуточное настроение сменилось лирикой.

Ярким номером концерта стала сатирическая сюита для аккордеона «Эпизоды из жизни гражданина», написанная студентом кафедры музыки финно-угорских народов Даниилом Колосовым. Произведение состоит из 5 частей: «Убийство комара Геннадия», «Морозное утро», «Тревога», «В город цирк приехал» и «Ссора в магазине». Музыка, опирающаяся на юмористическую программу, подкупает своей простотой, ясностью, яркой образностью. Незамысловатые и близкие каждому присутствующему в зале картины и ситуации нашли в музыке убедительное воплощение и вызвали отклик у слушателей.

В завершении концерта была исполнена соната для кларнета и фортепиано композитора Александра Гагулашвили. Соната одночастная и написана в атональной технике. Музыка опиралась на множество контрастных образов. Автор проявил себя настоящим мастером музыкальной формы. Драматургия сочинения имела отчетливое векторное развитие. Вкрадчивое вступление не предвещало никаких эмоциональных потрясений, но по мере своего развертывания музыка обернулась стихией, которую было невозможно контролировать.

В подведении итогов хотелось бы отметить, что прозвучавшая на концерте музыка была чрезвычайно разнообразной. Все композиторы абсолютно не похожи друг на друга. У каждого свой стиль, свое видение звукового мира и свои принципы работы с материалом. Неслучайно Полина Викторовна Крышень в завершении концерта подчеркнула, что Александр Сергеевич Белобородов всегда стремился к сохранению и развитию индивидуальности своих учеников. Сомнений нет – каждый из студентов, благодаря своим учителям, прошел хорошую школу композиторского мастерства и привнес что-то совершенно новое и прекрасное в музыкальный мир современности. 

Валерия Карась,
студентка 2 курса
исполнительского факультета