Юлия Кононова

А не в сказку ль мы попали?

5 ноября мне посчастливилось попасть на атмосферное, яркое и впечатляющее шоу на льду в Ледовом дворце города Кондопога. Это был балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Сценарист и балетмейстер М. Фокин, художники А. Головин, Л. Бакст. Первое представление состоялось 25 июня 1910 года в рамках «Русского сезона», Париж, Гранд-Опера (дирижер Анри Констан Габриель Пьерне).

Действия балета происходят в роскошном саду недалеко от замка Кащея Бессмертного, где Иван Царевич ловит Жар-птицу и там же встречает Красу Ненаглядную. У ворот происходит сражение с Кащеем и его слугами, где Жар-птица помогает всем пленникам, вовлекая  Кащея и его слуг в дикий пляс, а затем заставляет их погрузиться в сон. Иван-царевич разбивает яйцо, где хранится смерть Кащея. Кащей гибнет, поганое царство исчезает, а Иван-царевич объявляет Красу Ненаглядную своей женой.

Ледовый проект был подготовлен за три месяца и приурочен к 135-летию со дня рождения композитора, дирижера и пианиста Игоря Федоровича Стравинского. В подготовке и реализации принимали участие:

Автор проекта – Данила Логутов.  Балетмейстеры-постановщики – Даниила Кириллов и Екатерина Баженова. Хореографы-ассистенты – Анастасия Спирина и Анастасия Семенова. Симфонический оркестр филармонии, дирижир – Мариус Стравинский (единственный, кто стоял спиной к этому зрелищу).

Партию Жар-птицы исполнила кандидат в мастера спорта Софья Баганова – воспитанница ДЮСШ №6 Петрозаводска, призер первенства Карелии, участница первенства России и спартакиады учащихся. Партию Царевны – кандидат в мастера спорта Мария Мотина, которая является победительница чемпионата Карелии, участница этапов кубка России. А в роли Ивана-Царевича выступил кандидат в мастера спорта, призер юниорского чемпионата мира Владислав Мирзоев (он входит в состав сборной России и является победителем финала Гран-при среди юниоров сезона 2016/2017 г.). И еще 40 юных артистов от 6 до 18 лет принимали участие в постановке.

Для световых 3D-эффектов были установлены  более сотни световых приборов, 17-ти проекторов по 30 тысяч люменов каждый. Под «потолком» ледовой арены расположили звуковая аппаратура – 90 кВт звука – работа Продюсерского центра SMK под руководством Виталия Сазонова.

Организаторами проекта выступили Карельская государственная филармония, Фонд развития культуры «Корела», Федерация хоккея Республики Карелия, Федерация фигурного катания Республики Карелия, а сама реализация шоу стала возможна при поддержке Правительства Карелии.

Сказать, что я впечатлена и в восторге – самое малое из возможного. Впервые оказавшись на трибунах Ледового дворца, стуча зубами от холода, я не думала, что это будет настолько невероятно. Первое, что бросилось в глаза – так это сцена для оркестра прямо на льду! До сих пор с трудом представляется, какого им было – целый час без перерыва и горячего чая исполнять эту музыку. Оркестр прозвучал чудесно и отдельная благодарность солистам оркестра: Екатерине Александровне Исаевой (концертмейстер оркестра), Анатолию Петровичу Качалову (бас-кларнет) и Михаилу Рувимовичу Башу (английского рожок). Все партии звучали ярко, сочно, динамично и… чисто. Кульминацией, конечно же, был «Поганый пляс Кащеева царства» – этот номер крутился в голове еще после окончания концерта и действительно оставил впечатление. Виртуозно исполненные партии, легкость и ненавязчивость звучания оркестрового тутти привело к ощущению сказки, а удачная работа звукорежиссера только увеличила эффект. Ничего лишнего, все лаконично и предельно ясно. Волшебно. Как и у дирижера – жест Мариуса Стравинского  плавный, тягучий, весомый и в тоже время ясный и чем-то завораживающий - был похож на пластичный и гибкий танец.

А вот все эти 40 талантливых артистов на Ледовой арене вызывают восторг и уважение за то, что в короткий срок сделали такое эффектное и качественное представление. Великолепные, яркие и красочные костюмы помогли воплотить замысел и передать атмосферу сказки, и на этот час переместиться вместе с артистами в сказочный мир Кащеева царства. Все сложнейшие элементы были выполнены потрясающе и достаточно качественно. Конечно же, запомнились маленькие слуги Кащея, забавно было наблюдать, как эти крошки разом упали на лёд в сцене, где Жар-птица отправила их всех в сон, и отползали, пока на сцене было достаточно темно.

И, конечно же, свет! Без световых эффектов, инсталляций полёта Жар-птицы, Кащеевого царства и всех остальных сцен не было бы такого впечатления от постановки. Фундаментом был свет. Бегающие пауки, полнолуние или летающие бабочки по всей арене отвлекли от холода на этот час. Настолько это было реалистично, настолько красочно и содержательно – дополняло всё содержание балета, образы героев и сцен, да и музыкальные фрагменты вместе со светом звучали еще убедительнее.

Зал был почти полный, а он рассчитан на 1850 зрителей! Места занимали  дети и взрослые; не только музыканты, но и просто почитатели искусства – оваций было много, все сложные элементы сопровождались бурными аплодисментами.

Славная работа всех участников этого проекта сохранила в памяти яркие и красочные  впечатления. Браво!

Юлия Кононова
(студентка V курса Петрозаводской государственной
консерватории им А.К. Глазунова)